Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Методическая разработка

«Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников»

 

 Давыдова Елизавета Алексеевна,

студентка 4 курса,

факультет начальных классов

МичГАУ Социально-педагогический,

Смагина Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук,

МичГАУ Социально-педагогический,

г. Мичуринск

 

На сегодняшний день актуальным вопросом считается межличностное общение дошкольников. В современном мире дети стали меньше общаться, большую часть времени они проводят в виртуальном мире. Всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным.

В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребенок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей.

Согласно концепции деятельности, выдвинутой А.А. Леонтьевым, общение – это «коммуникативная деятельность», т.е. система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи.

Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности [3, с. 124]. Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и одновременно составной частью коммуникативной деятельности.

Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым.

Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях:

  • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении позитивного самоощущения и самооценки. Если в коммуникативной деятельности этот результат достигается при помощи специальных техник релаксации, то в музыкальной можно использовать специальные вокальные и дыхательные упражнения, направленные на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.
  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребенок, внимательно слушая музыку, может определить ее структуру (части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания (громко, тихо, быстро или медленно и т.д.), а также выражать свойства музыки в движении, танцах, пантомиме, в рисунках и графических изображениях. В коммуникативной деятельности это реализуется при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия).
  • Подражание, повторение (музыкальных фраз, стихов, текстов). В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и действий партнера по общению.
  • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнеров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении или танцах (игры «Вопрос–ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнера!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней.
  • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под музыку, совместное пение или игра на музыкальных инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании.

В ходе исследования музыкально‐ритмической деятельности как средства развития межличностного общения старших дошкольников дети, которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети не имевшие таких возможностей.

Общение дошкольников со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально‐ритмической деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка.

Еще древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К.Орфбыл убежден, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением[4, с. 12].

Отечественные педагоги и музыканты отмечали положительное влияние музыкально‐ритмической деятельности на развитие общения ребенка. Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию разных сторон общения: динамической, эмпатии, позитивного самоощущения[2, с. 25]. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально‐ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию именно невербальной коммуникации детей [1, с. 65].

Говоря о полноценном развитии личности, подразумевается интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально-ритмического воспитания, основанная  на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития.

Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально‐ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических условий, которые целесообразно объединить в две группы – общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально‐педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства.

К общепедагогическим условиям относятся:

  1. Ориентация на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребенка.
  2. Социальное и семейное окружение. Для дошкольника семейное окружение является особенно значимым условием коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребенок получает именно в семье.
  3. Целенаправленная педагогическая деятельность по развитию общения.

Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных и интересных формах. Исходя из этого, к чисто музыкальным условиям можно отнести:

  1. Подбор музыкального материала занятий по принципу единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение и движение под музыку. Для развития сферы общения необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства.
  2. Постоянное обогащение слушательского опыта ребенка. Слушание музыки предваряет различные виды музыкально‐исполнительской и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми.
  3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведенное до автоматизма. Посредством таких навыков ребенок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми. Развивая музыкально‐ритмические навыки, мы расширяем возможности общения детей в совместной танцевально‐исполнительской деятельности, формируем культуру общения.
  4. Творческая направленность музыкальных занятий. Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно‐игровых моментов и системы творческих заданий. Это позволяет создать на музыкальных занятиях атмосферу доверия и ситуацию успеха, что, в свою очередь, помогает ребенку раскрепоститься, осознать свою индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции.

Таким образом можно сделать вывод о том, что  музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.

Список использованной литературы:

  1. Бубнова О.Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы‐игры для детей. СПб: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения.М.: Академия, 2005.
  4. Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа // Дошкольное воспитание. 1998. № 4.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.