Из опыта работы
«Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Драчёва Инна Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Ромашка»,
с. Белянка Шебекинского р-на Белгородской обл.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка необычен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт? Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь молчит? Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать? И в огромном мире этом, полноценным человеком стать… |
Наше общество, постепенно привыкает к прaвильному воспитанию подрастающего поколения и приучается к корректному отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с особенностями рaзвития — прежде всего Ребенок. По мнению большинства исследователей, в настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей с различными вариантами дизонтогений. К сожалению, дети с различными заболеваниями рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все! Рождение особого ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и образования. Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей? Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование – гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школа гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
— принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ребёнка;
— принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;
— принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всех участников образовательного процесса;
— принцип междисциплинарного подхода;
-принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
— принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;
— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако огромное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ОВЗ развитие всех видов деятельности проходит своеобразно.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
В нашей дошкольной организации создан мобильный консультационный центр для детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста и их родителей, созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с ОВЗ. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВЗ комплексной помощи (медицинской, педагогической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство и социализацию. Воспитателями ведётся коррекционная работа по рекомендациям логопеда, большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Программа «Вслед за Марией Монтессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей, и для детей с ОВЗ. Большое внимание уделяется развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Воспитатели планируют коррекционную работу в циклограммах (прогулка, гимнастика пробуждения), в технологических картах, выполняют рекомендации по коррекции специалистов, консультируют родителей. Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание, родители и специалисты должны быть союзниками и партнёрами. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания. В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДОУ.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Литература:
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
- Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
- Панасенко К.Е., Коптева О.Д. Основы специальной педагогики и психологии: учебно-методическое пособие. – Белгород., 2006.
- Интернет ресурсы.