Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя | ДЕТСТВО-ГИД

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя

Уважаемые старшие воспитатели!

Предлагаю примерный алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя. Данный алгоритм можно брать за основу при написании заявления на аттестацию, различных отчетов, выступлений на методических объединениях и пр.
Уточняю, что это примерный алгоритм, так как, прежде всего, необходимо ориентироваться на традиции и требования написания подобных отчетов своего региона.

Свою профессиональную деятельность можно проанализировать по следующим направлениям:

I. Профессиональная компетентность

Что можно включить:
1. Несколько предложений о своей профессиональной миссии и подходах к организации методической деятельности в ДОО.
Подходы к организации методической деятельности бывают такие:
— системно-деятельный подход (т.е. понимание цели и задач деятельности ДОО, статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
— личностно-ориентированный подход (т.е. обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов);
— дифференцированный подход (т.е. учет уровня профессиональной компетенции педагогов и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО);
— подход свободного самоопределения (т.е. свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей профессиональной самореализации);
— мотивационно — стимулирующий подход (т.е. использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности педагогов);
— коррекционный подход (т.е. своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих).
2. Цель, задачи своей профессиональной деятельности. Цель и задачи должны соотноситься с основными задачами развития образования в регионе и задачами ДОО.
3. Методическое сопровождение развития здоровьесберегающей среды ДОО и результаты.
4. Методическое оснащение образовательного процесса ДОО.
5. Проектирование регионального содержания в образовательном процессе ДОО.
6. Развитие информационно-образовательной среды ДОО.
7. Руководство проектами, творческими группами на уровне ДОО, района, города, региона.
8. Совершенствование методов организации методической деятельности.
9. Результаты мониторинга качества реализации образовательного процесса.
10. Тема по самообразованию. Деятельность и результаты по данной теме.

Было бы очень хорошо, если бы результатом (направления «Профессиональная компетентность») явилась разработанная модель управления методической работой в ДОО и разработанные организационно-педагогические условия реализации данной модели.

II. Профессиональная активность

Что можно включить:
1. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, которые связаны с эффективностью работы образовательной организации, а также с развитием и образованием воспитанников.
2. Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации.
3. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
4. Проведение мастер-классов, участие в конференциях, педагогических чтениях, сетевых сообществах, профессиональных конкурсах и других методических мероприятиях.
5. Взаимодействие с родителями.

III. Работа с кадрами

Что можно включить:
1. Выполнение плана прохождения педагогами аттестации. Результаты организации повышения квалификации педагогов ДОО.
2. Деятельность по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов.
3. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя.
4. Организация командной работы по разработке проектов, программ и др. мероприятий.
5. Создание условий для распространения педагогами ДОО результативного опыта.
6. Создание условий для участия педагогов ДОО в инновационной (экспериментальной) деятельности.
7. Разработка модели индивидуальных маршрутов методического сопровождения начинающих педагогов ДОО.
8. Результаты освоения педагогами информационно-коммуникационных технологий.

IV. Основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности

Что можно включить:
1. Перспективы развития профессиональной деятельности в соответствии со стратегией развития образования организации и региона.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

37 комментариев к записи “Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности старшего воспитателя”

  1. Наталья:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Я начинающий старший воспитатель и очень плаваю по формам организации работы с педагогами. Для себя не могу четко развести педсовет и семинар, их четко выраженные отличия. Помогите пожалуйста!

    • admin:

      Наталья, семинар является обучающим, учебно-практическим мероприятием. Заранее объявляются тема и вопросы для обсуждения. Несколько человек готовят выступления по теме семинара. После выступления идет обсуждение. Основная цель – закрепление знаний по той или иной теме. Педсовет считается коллегиальным органом самоуправления педагогов. На нем решаются административные вопросы, а также вопросы, касающиеся всей образовательной деятельности в ДОУ.
      Вы не случайно запутались, так как обучающая функция есть и у педсовета (те же выступления и обсуждение). Но, если на семинаре обсуждается какая-то одна конкретная тема, то педсоветы могут быть не только тематическими, но и аналитическо-планирующими, итогово-организационными и др. На педсовете идет не только обсуждение, но и принятие решений, утверждение чего-либо. То есть по своим функциям педсовет намного шире и выше по статусу.

  2. Наталья:

    Спасибо! Значите приготовленый мною доклад и презентация по теме развивающая предметно — пространственная среда доу в соответсвии с фгос и далее обсуждение принципов организации среды в группах, уже с педагогами, а далее запуск конкурса по той же среде — это семинар?)

    • admin:

      Наталья, запуск конкурса — это организационный вопрос. Его Вы решаете на педсовете,а не на семинаре, потому что должен выйти приказ по саду, назначен ответственный, объявлены сроки, условия конкурса и т.д. Есть 2 варианта:
      1 вариант. Провести обучающий семинар. Затем — педсовет, на котором, в числе других вопросов, расскажете об итогах семинара и объявите о начале конкурса внутри д/сада.
      2 вариант. Провести педсовет, посвященный организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. На нем сначала выступите Вы, потом обсудите, затем объявите о начале конкурса.

  3. лора:

    Здравствуйте! Я работаю заведующей ДОУ,но у меня не такой большой опыт работы.Помогите пожалуйста с темой по самообразованию.

    • admin:

      Лора, могу предложить такие темы:
      1. Управление персоналом в дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
      2. Управление качеством образовательного процесса в ДОО в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
      3. Управление развитием профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
      4. Мотивация и стимулирование качества труда педагогических работников в дошкольной образовательной организации.

  4. Елена:

    Больше спасибо за этот материал!

  5. Аида:

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, аттестуюсь, в пункте 2.3 -участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся — корректно ли, если я сформулирую следующим образом: Работа по теме самообразования осуществлялась в рамках консультативного пункта «Югорская семья – компетентные родители», деятельность которого осуществлялась согласно разработанному плану.

    Просто я несколько лет воспитателем работала по теме»Работа с родителями», в этом году перешла старшим воспитателем и продолжила работу по этой теме Решила аттестоваться по ней: накидала отчет, 3 пункта вызывают сомнения, не знаю как правильно прописать. У старшего воспитателя работа по самообразованию осуществляется в какое время?????? Словом не могу сформулировать. Помогите пожалуйста.

  6. Аида:

    И пункт 3.2. Использование оценочных современных средств, в том числе с применением информационно- коммуникативных технологий, для оценки планируемых результатов.
    Этот пункт вызывает массу сомнений, что я могу предложить родителям только анкетирование и тестирование, какие современные технологии. Извините, конечно, меня за беспокойство, но я вам буду очень благодарна, если разъясните эти пункты, большое спасибо!

    • admin:

      Аида, конечно, Вы можете написать про консультационный пункт как о пед. инициативе. Думаю, что Вы знаете, что нужно написать ещё и инициативы в работе с воспитателями, детьми и социальными партнерами (т.е. работы только с родителями недостаточно). Вы же аттестуетесь по всей своей деятельности, а не только по теме самообразования.
      По поводу «в какое время осуществляется самообразование»: непрерывно и системно. Вы не пишите, в какое именно время. Нужно написать, что «систематически веду работу над повышением своего педагогического мастерства» (или по развитию своей профессиональной компетентности).
      Насчет оценочных средств. Все-таки, я думаю, что речь должна идти не только о родителях, а о мониторинге всей образовательной деятельности по освоению программы ДОУ (уточните это у коллег или в аттестационной комиссии!).
      Анкетирование и тестирование — это хорошие оценочные средства, можно еще вписать «социологические опросы удовлетворённости родителей качеством предоставления образовательных услуг».
      Насчет технологий с родителями: родителей можно включить в любые применяемые в д/саду технологии (особенно в проектные).

  7. Елена:

    Здравствуйте. Недавно назначена на должность старшего воспитателя. В октябре предстоит аттестация, подскажите,пожалуйста, какую тему лучше выбрать.

    • admin:

      Елена, советую Вам не брать сложные темы. Сложными темами Вы никого не удивите, а только сами запутаетесь. Ориентируйтесь на то, чем силен Ваш д/с (какие направления у воспитателей реализуются лучше всего). Ещё Ваша тема должна соотноситься с задачами д/с.
      Мои предложения:
      1. Организация единого информационного пространства в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. (Есть статья на сайте в рубрике «ФГОС дошкольного образования).
      2. Реализация эффективных технологий в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
      3. Методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольной образовательной организации.
      4. Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования.
      5. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
      6. Организация условий для развития познавательной активности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
      Хорошая тема про учет этнокультурной ситуации в образовательной программе ДОУ. Она тоже в рубрике «ФГОС дошкольного образования».

  8. Елена:

    Добрый день. Тема моего аналитического отчета «Методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, направленной на развитие личностных качеств воспитанников». Подскажите, правильно ли сформулирована цель: создать систему работы по реализации метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

    • admin:

      Елена, правильнее так: «Создать систему работы в ДОУ по развитию личностных качеств воспитанников посредством проектной деятельности». Эта формулировка будет больше соответствовать концепции ФГОС, так как главным акцентом должна быть личность ребенка.

      • Елена:

        Большое спасибо. Подскажите еще,пожалуйста, что лучше включить в эту систему работы?

        • admin:

          Елена, хорошо бы включить все направления, которые описаны в этой статье сверху.

  9. Вера:

    Здравствуйте! Тема моего самообразования «ФГОС в ДОУ», а цель деятельности «Повышение педагогической компетенции воспитателей в ДОУ». Подскажите пожалуйста, как правильно сформулировать все это для аттестации

    • admin:

      Вера, если я правильно поняла, вы – старший воспитатель. Тему надо «сузить» обязательно, потому что всю метод работу в саду Вы замучаетесь анализировать и представлять для аттестации, да это и не правильно. Т.е. нужно выбрать себе направление.
      Например, тема «Проектирование здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО». Тогда цель: «Развитие профессиональных компетенций педагогов по оздоровлению и физическому развитию воспитанников».
      Или тема «Методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольной образовательной организации». Цель: «Развитие профессиональных компетенций педагогов по организации проектной деятельности».
      Вы по аналогии с моими примерами сформулируйте тему и цель под себя. Ориентируйтесь на годовые задачи (чтобы Ваша тема и задачи хоть как-то соприкасались). Тогда легче будет работать.

      • Вера:

        Спасибо!

      • Вера:

        Помогите пожалуйста сформулировать тему по ИКТ-компетенции педагогов

        • admin:

          Вера, можно так:
          1. Развитие у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) информационно-коммуникационных технологий.
          2. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
          3. Методическое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов в сфере (или в области) информационно-коммуникационных технологий.

  10. Евгения:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна!У меня возник вопрос. В плане профессионально-личностного развития:есть графа дефицит. Я могу написать так или это некорректно? 1. Формирование универсальных учебных действий. Улучшить поисково- исследовательскую деятельность. 2. Создание персонального сайта. Не могу ничего придумать, что я там должна написать.

    • admin:

      Евгения, а зачем Вам формировать себе УУД? Это относится к детям, а я так поняла, что разговор идет о своем профессиональном развитии и что Вы – старший воспитатель. Здесь речь идет о Ваших профессиональных проблемах (над чем вам нужно поработать). Напишите примерно так: 1. Совершенствовать методику проведения и анализа мониторинга качества образовательной деятельности в ДОО. 2. Разработать организационную модель методической поддержки педагогов на основе деятельностного и личностного подходов. 3. Создание персонального сайта.
      Если я неправильно Вас поняла, то напишите, пожалуйста, еще раз.

  11. Лилия:

    Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, правильно ли я сформулировала тему и всё остальное для аттестации. Никак не могу определиться.Спасибо.

    Тема: Системный подход к повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
    Цель: Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования.
    Задачи:
    1.Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
    2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной
    3.Повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов, развитие интеллектуального и инновационного потенциала.

    • admin:

      Лилия, у Вас хорошая тема, она сейчас самая актуальная. Цель и задачи грамотные. Но рекомендую кое-что подправить:
      1. Ваша формулировка больше похожа на название доклада о системном подходе . Может быть, так стоит написать: «Организационно-управленческое сопровождение развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ» или «Методическое сопровождение …». А про ФГОС ДО можно и не говорить, у Вас в цели оно упоминается.
      2. Есть маленькие отличия: «компетентность» и «компетенции». Компетентность мы формируем, а компетенции – развиваем. Поэтому в цели напишите «Развитие профессиональных компетенций…».
      3. Задач № 2 почему-то не дописана. Можно написать так: «Создать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций педагогов».

  12. Наталья:

    Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна, подскажите, пожалуйста, как лучше сформулировать тему и задачи для аттестации старшего воспитателя по работе детского сада по приоритетному художественно-эстетическому направлению и в частности по ознакомлению и возрождению традиций народных художественных промыслов на примере таволожской свистульки. и вообще подходит ли эта тема для аттестации на 1 или высшую категорию. Заранее благодарна за ответ, аттестуюсь на старшего воспитателя всего 2 раз, до этого много лет работа воспитателем

    • admin:

      Наталья, у Вас акцент должен быть на методическое руководство. А конкретно тему про таволжские свистульки Вы предложите кому-нибудь из воспитателей. Темы могут быть такие:
      1.Развитие у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в сфере (или в области) художественно-эстетического развития воспитанников. (Тема про компетенции сейчас очень актуальна).
      2. Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
      3. Методическое сопровождение реализации эффективных технологий художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольной образовательной организации.

  13. Айнагуль:

    Здравствуйте, Бэлла Геннадьевна! Подскажите пожалуйста, как правильно разработать циклограмму на неделю образовательной деятельности, которая реализуется не занятии, а в режимные моменты. Спасибо

    • admin:

      Айнагуль, в таблице в первом вертикальном столбце указывается деятельность педагога в различных формах взаимодействия с детьми: совместная деятельность, индивидуальная деятельность и педагогическая поддержка самостоятельной деятельности детей. Потом идут столбцы по дням недели.
      В горизонтальной строке указываются: первая половина дня, прогулка и вторая половина дня.
      Циклограмма должна иметь рамочный характер, т.е. в самой циклограмме Вы не записываете конкретные названия игр и мероприятий (названия Вы записываете в календарно-тематическом плане, который разрабатываете на основании циклограммы).

  14. Елена:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Я работаю старшим воспитателем совсем недавно. Выбрала тему по самообразованию «Методическое сопровождение молодых специалистов через организацию «Школы молодых педагогов». Наш детский сад только открылся, поэтому много молодых неопытных педагогов, только с «фабрики», так сказать.Помогите, пожалуйста, сформулировать цель, задачи и вообще все, что нужно для аттестации. Аттестуюсь сразу на 1 категорию и ПЕРВЫЙ РАЗ! Нашла ваш сайт, и очень надеюсь на помощь! Заранее спасибо!

    • admin:

      Елена, цель может быть такая: формирование профессиональных компетенций у молодых специалистов дошкольной организации (или дошкольного образовательного учреждения).
      Задачи:
      1. Создание условий в ДОУ для методического сопровождения начинающих педагогов.
      2. Формирование профессиональных знаний и умений в «Школе молодых педагогов».
      3. Формирование навыков самостоятельной работы и продуктивной организации своей деятельности.
      4. Развитие познавательной мотивации к профессиональной деятельности.
      Елена, я могу Вам помочь в написании заявления и могу разработать аналитический отчет по Вашей теме. Могу помочь с написанием ООП и программы развития, а также годового плана. Но эти услуги будут уже платно. Я пишу об этом здесь http://detstvogid.ru/moi-uslugi (Если что-то подкорретировать и дополнить – 500р, а если мне нужно будет написать «с нуля» отчет, план или программу, то это дороже).
      И еще, Елена, если у Вас нет программы для Вашей «Школы молодого педагога», то рекомендую купить «Методические материалы по введению профстандарта». Там во втором разделе написана программа стажировочной площадки. Вам нужно будет убрать фразу «стажировочная площадка» и у Вас будет готовая программа «Школы…», там есть еще интерактивные игры с педагогами, которые пригодятся. (Посмотрите оглавление книжки http://detstvogid.ru/metodicheskie-materialyi-po-vvedeniyu-professionalnogo-standarta-pedagoga-v-dou/.html
      Поймите меня правильно: я ни в коей мере не рекламирую, я просто знаю, что она Вам пригодится. Кто из старших воспитателей понял, о чем идет в книжке речь, и как можно переделать все материалы под себя, тот уже давно купил.

      • Елена:

        Белла Геннадьевна, вы просто находка! спасибо вам за помощь!!!

  15. Валентина:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна.
    Хочу аттестоваться на высшую категорию, воспитатель первой категории. Работаю по теме «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе наблюдений и опытов». Подскажите пожалуйста, как можно изменить название темы? Спасибо.

    • admin:

      Валентина, можно так:
      1. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
      2. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности.