Занятие-практикум для родителей
«Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи»
Шипарева Нина Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Материалы и оборудование: предметы для игры « Чудесный мешочек»; картинки: пальцы, глаза, нос, уши; продукты: огурец, лимон, хлеб, чеснок киви, банан, печенье, мандарин, помидор ,сыр, конфета; предметы- ножницы, бубен, колокольчик, бумага, барабан, свисток.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители и дети, мы рады видеть вас на нашем занятии – практикуме на тему: «Артикуляционная гимнастика – как залог правильной речи. Как известно, что когда мы вместе, то играть и учиться легче и веселее. И начнем нашу встречу с игры, где изучим какие у человека есть органы чувств, и докажем что без них нельзя обойтись.
Начнем с загадки, послушайте, пожалуйста:
Твои помощники – взгляни
Десяток дружных братцев,
Как славно жить,
когда они — работы не боятся.
И, как хороший мальчик.
Послушен каждый …
Ответ: Пальчик
Логопед: Правильно – это наши пальчики, я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Правила игры: Маме необходимо завязать глаза платком, в мешке спрятаны предметы, отыскав их, назвать.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, мамы, как вы догадались, какие там были предметы. Вы же их не видели? (ответы). Конечно, вы определяли все предметы на ощупь, с помощью пальчиков и почувствовали их кожей пальцев. И первый наш орган чувств — это осязание, т.е. наши пальчики (картинка: пальцы).
- Следующая загадка:
Два брата через дорогу живут,
а друг друга не видят.
Ответ: глаза
Воспитатель: Правильно – это орган зрения наши с вами глаза (картинка: глаза).
Малоподвижная игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, любое животное, покажи» — участвуют дети, мамы отгадывают, что дети изобразят.
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места, а теперь скажите, пожалуйста, мамы, какой орган чувств помогал вам в этой игре? Конечно, это наши с вами глаза. Это второй орган чувств – орган зрения.
Итак, следующая загадка:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит.
Ответ: нос
Воспитатель: Правильно — это нос — орган обоняния (показ картинки: нос).
Сейчас мы проверим на практике, как этот орган чувств у вас работает, дети будут проверять мамины носики, а чтобы все получилось, давайте вместе скажем мамины носикам волшебные слова:- носик, носик угадай, чем же пахнет, ты узнай. Сейчас завяжем мамам глаза и начнем играть.
Игра «Назови продукт»
Правила: у каждой пары на столе заранее приготовленные контейнеры с разными продуктами: огурец, лимон, хлеб, чеснок. Воспитатель дает понюхать продукт маме и ребенку, каждая пара выполняет задание. Игру проводит воспитатель.
Воспитатель: Молодцы, можно сделать вывод, что с мамиными носиками все в порядке. А теперь давайте немного отдохнем, проведем физминутку: пол, потолок, нос.
Итак, следующая 3-я загадка:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны –
Нашей Оле.
Ответ: ушки
Воспитатель: Сейчас мы и проверим, можно ли, обходится без ушей.
Игра « Угадай, что звучит»
Правила: Дети стоят за ширмой, берут по очереди предмет, им шумят, а мамы отгадывают, что это был за предмет.
Воспитатель: Вывод, что без ушей обойтись тоже нельзя.
Следующая загадка
Всегда во рту
Да не проглотишь
Что это?
Ответ: язык.
Воспитатель: Да, без него нельзя жить, невозможно разговаривать, кушать, ощущать вкусы.
Игра « Узнай на вкус», игру проводит воспитатель.
На столе продукты для детей — киви, банан, печенье, мандарин, помидор, сыр, огурец, конфета. Дети дегустируют продукты с закрытыми глазами и называют ответ.
Воспитатель: Молодцы, ребята скажите, что вам помогало определить эти продукты (ответы), правильно, как известно язык не только помогает определять вкус пищи, но и помогает нам разговаривать. Есть звуки, которые невозможно произносить без помощи языка. Язык для нас с вами очень важный орган, т. к. мы учимся говорить красиво и правильно. И наши язычки мы тоже должны тренировать, чтобы они были подвижными, ловкими, чувствительными, послушными. Для этого и существует артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику перед зеркалом с каждой парой.
Итог
Воспитатель: Ну, что ж наше занятие-практикум подошло к концу, я думаю, оно вам понравилось, и пригодится та информация, которую вы сегодня услышали. В конце занятия хотелось бы подарить вам на память полезные подарки: это буклеты с артикуляционной гимнастикой, а детям приятный сюрприз.