Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи

Занятие-практикум для родителей

«Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи»

 

Шипарева Нина Ивановна,

 воспитатель МБДОУ № 1,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

Цель: заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Материалы и оборудование: предметы для игры « Чудесный мешочек»;  картинки: пальцы, глаза, нос, уши; продукты: огурец, лимон, хлеб, чеснок киви, банан, печенье, мандарин, помидор ,сыр,  конфета; предметы- ножницы, бубен, колокольчик, бумага, барабан, свисток.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие родители и  дети, мы рады видеть вас на нашем занятии – практикуме на тему: «Артикуляционная гимнастика – как залог правильной речи.  Как известно, что когда мы  вместе, то  играть и учиться легче и веселее. И начнем  нашу встречу с игры, где изучим какие у человека есть органы чувств, и докажем что без них нельзя обойтись.

Начнем   с загадки, послушайте, пожалуйста:

Твои помощники – взгляни

Десяток дружных братцев,

Как славно жить,

когда они —  работы не боятся.

И, как хороший мальчик.

Послушен каждый …

Ответ: Пальчик

Логопед: Правильно – это наши пальчики, я предлагаю вам  поиграть в игру «Чудесный мешочек».

 Правила игры: Маме необходимо  завязать глаза платком, в мешке спрятаны предметы, отыскав их, назвать.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, мамы,  как вы догадались,  какие там были  предметы. Вы же их не видели? (ответы). Конечно, вы определяли  все  предметы на ощупь,  с помощью пальчиков и почувствовали  их кожей пальцев. И первый наш орган чувств — это осязание, т.е. наши пальчики (картинка: пальцы).

  1. Следующая загадка:

Два брата через дорогу живут,

а друг друга не видят.

 Ответ: глаза

Воспитатель: Правильно – это орган зрения наши с вами глаза (картинка: глаза).

Малоподвижная игра  «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,  любое животное,  покажи»  — участвуют дети,  мамы отгадывают, что дети изобразят.

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места, а теперь скажите,  пожалуйста, мамы,  какой орган чувств помогал вам  в этой игре? Конечно, это наши с вами глаза. Это второй орган чувств – орган зрения.

Итак, следующая  загадка:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит.

 Ответ: нос

Воспитатель: Правильно — это нос — орган обоняния (показ картинки: нос).

Сейчас мы проверим на практике, как этот орган чувств у вас работает, дети будут проверять мамины носики, а чтобы все получилось, давайте вместе скажем мамины носикам  волшебные слова:- носик, носик угадай, чем же пахнет, ты узнай. Сейчас завяжем мамам глаза и начнем играть.

Игра «Назови продукт»

Правила: у каждой пары на столе заранее приготовленные  контейнеры с  разными продуктами: огурец, лимон, хлеб, чеснок.  Воспитатель дает понюхать продукт маме и ребенку, каждая пара выполняет задание. Игру проводит воспитатель.

Воспитатель: Молодцы, можно сделать вывод, что с мамиными носиками все в порядке. А теперь давайте немного отдохнем, проведем  физминутку: пол, потолок, нос.

 Итак, следующая 3-я загадка:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны –

Нашей Оле.

Ответ: ушки

Воспитатель: Сейчас мы и проверим, можно ли, обходится без ушей.

Игра « Угадай, что звучит»

Правила: Дети стоят за  ширмой, берут по очереди  предмет, им шумят, а  мамы  отгадывают, что это был за предмет.

Воспитатель: Вывод, что без ушей обойтись тоже  нельзя.

Следующая загадка

Всегда во рту

Да не проглотишь

Что это?

Ответ: язык.

Воспитатель: Да, без него нельзя жить, невозможно разговаривать, кушать, ощущать  вкусы.

Игра « Узнай на вкус», игру проводит воспитатель.

На столе продукты для детей — киви, банан, печенье, мандарин, помидор, сыр, огурец, конфета. Дети дегустируют продукты с закрытыми глазами и называют ответ.

Воспитатель: Молодцы, ребята скажите,  что вам помогало определить эти продукты (ответы), правильно, как известно  язык не только помогает определять вкус пищи, но и помогает нам разговаривать. Есть звуки, которые невозможно произносить без помощи языка. Язык для нас с вами очень  важный орган, т. к. мы учимся говорить красиво и правильно. И наши язычки мы тоже должны тренировать, чтобы они были подвижными, ловкими, чувствительными, послушными. Для этого и существует артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику перед зеркалом с каждой парой.

Итог

Воспитатель: Ну, что ж наше занятие-практикум подошло к концу, я думаю, оно вам понравилось, и пригодится та информация, которую вы сегодня услышали. В конце занятия хотелось бы подарить вам на память полезные подарки: это буклеты с артикуляционной гимнастикой, а детям приятный сюрприз.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.