Сценарий родительского собрания на тему:
«Чтение – вот лучшее учение!»
Лазарева Елена Владимировна,
воспитатель МАДОУ № 16
г. Кировск Мурманской обл.
Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средство образования и воспитания будущего школьника.
Задачи:
1. Расширить кругозор родителей и представления о важности совместного чтения для формирования и развития личности ребенка.
2. Выявить проблемы взаимодействия родителей и детей, влияющие на развитии интереса к чтению, активизировать родителей на решение данной проблемы.
3.Содействовать воспитанию любви к чтению удетей.
Форма проведения: семинар-практикум
Этапы подготовки:
- Систематизация информации по данной теме
- Предварительное анкетирование учащихся и их родителей « Любите ли вы читать?»
- Создание презентации к выступлению
- Разработка памяток для родителей «Как воспитать книгочея?»
- Организация выставки книг: «Литература для родителей по семейному чтению» и рекомендаций
- Подготовка вопросов для обсуждения (дискуссии) на родительском собрании:
-Чтение – это важно?
-Как воспитать книгочея?
-Что читают наши дети?
Методы активизации родителей:
- «Мозговой штурм» — метод коллективной мыслительной деятельности
- Обращение к опыту родителей- («цепочка мнений родителей»)
Ход собрания:
(Слайд № 2)
Воспитатель: Хочу начать свое выступление с цитирования русского писателя Максима Горького: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда».
Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу. А чтобы чтение было именно таким, необходимо содействовать воспитанию у детей любви к книге. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас ,Ув. Родители, наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать.
(Слайд №3)
Василий Александрович Сухомлинский советский педагог-новатор, писатель говорил «..нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда».
На сегодняшний день книги вытесняются современными гаджетами: телевидением, планшетами, компьютерными играми и негативно влияют на здоровья ребёнка, на его психического развития.
Но я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.
(Слайд №4)
И очень важно, чтобы интерес к семейному чтению начал возрождаться. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению.
Поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах (полезной интересной информации о чтении языком статистики).
(Слайд №5)
- 95% людей читают 180-200 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
- Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200- 250
Интересная информация об известных людях:
- Потрясающе быстро читали, А.С.Пушкин, Наполеон, О.де Бальзак, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн, А.В. Луначарский.
- Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.
- О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
- М.Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
(Слайд №6)
Воспитатель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, — «Чтение – это важно?» (ответы родителей). Анализируя, ваши анкеты вы все согласны с тем ,что чтение это важно.(Давайте обратимся к истории)
В истории русской культуры, литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год, перед вами Иван Фёдоров – один из создателей самой первой азбуки на Руси-, XIX век — К.Д. Ушинский, писатель и педагог создал первый учебник для детей с целью приобщения детей к общим наукам — «Детский мир»). (Слайды №7)
С детства памятны нам сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств». Наши дети любят и сказки, и рассказы, и повести. А вот разовьётся ли интерес, превратиться ли он в настоящую любовь к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, родители.
(Слайд №8)
Воспитатель: Анализируя ваши анкеты – ответы на вопрос «Почему чтение – это важно?», я вывела небольшую схему (она на экране). Каждый ваш аргумент – это ступенька к вершине, которую ребёнок достигает, если становится активным читателем, цепочка ваших мнений, ув. родители (Слайд №8). Остановимся на каждой ступеньке поподробнее.
Книга будит эмоции. (Слайд №9) И это действительно так.
Ещё Иван Петрович Павлов-русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла, хулиганить, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», — говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект (слайд 10) .
Чем больше вы читаете, тем больше вы знаете. Чтение огромный источник знаний и с раннего детства расширяет наш словарный запас намного больше, чем просмотр телевизора или разговоры со сверстниками.
Частое чтение книг влияет не только на пополнение багажа знаний, но и способствует улучшению работы мозга. Чтение для мозга – это примерно тоже, что регулярные аэробные нагрузки для сердечно-сосудистой системы. Регулярное чтение улучшает состояние клеток головного мозга и значительно улучшает память и внимание читающего. С возрастом мозг стареет и это естественный физиологический процесс, тем не менее путём частого чтения книг вы можете надолго отстрочить старость мозга. Исследования показали, что среди читающего населения практически не встречается людей со старческим маразмом и расстройствами психики.
Чтение помогает в учёбе (слайд11)
Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Чтение побуждает к нравственным поступкам (слайд12)
К сожалению, жизнь окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой и многие другие, — это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.
Ребёнок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?». Действительно это трудный и длительный процесс, приведу известные слова И. Гёте «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребёнка. В чём дело? Давайте порассуждаем вместе…..
Практическая часть
Рассуждения родителей «Цепочка мнений родителей»
Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребёнка к чтению.
Возможные варианты «советов» родителей.
1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем.
Комментарий воспитателя : Допустим, родители много кратно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.
Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.
2группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».
Комментарий воспитателя: Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.
Следующие вопросы, которые можно обсудить:
- Какие книги надо читать с детьми
- Знакомить детей с книгами своего детства
- Посещать детские библиотеки, выставки, книжные магазины
- Воспитывать навыки культурного обращения с книгой
- Перессказывать прочитанное произведение и т.д.
Давайте подведем итог нашей и пополним «копилку родительской мудрости» следующими советами, вы сами дали друг другу (слайд №13)
- Лучше читать меньше, но чаще.
- При выборе книг, опирайтесь на желания ребенка.
- Читайте вслух по очереди.
- Организуйте семейное чтение. Это сближает родителей и детей.
- Всячески поддерживайте и одобряйте ребенка.
- И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного общения с ней. Книгу надо любить!
(Слайд №14)
Итак, давайте помнить, что книга – носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребёнка мире. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире. (Родителям раздаётся список литературы о чтении, о семейном чтении, памятки)
(Слайд №15).
В конце собрания предлагается рассмотреть выставку книг для семейного чтения.