Проект
«Детский сад Онлайн»
Панфилова Анна Александровна,
Денисюк Дина Сергеевна,
воспитатели МАДОУ № 16,
г. Кировск Мурманской обл.
Актуальность проекта:
Вопрос взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями на нынешний день остается острый, приобретая порой актуальный характер. Имеется необходимость внедрять новые методы взаимодействия с родителями, разрабатывать и вводить системы рабoты для активного включения родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Все это дает нам возможность анализировать рабoту с родителями в качестве одной из проблем деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДOO) на современном этапе изменения системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и реализации сoвременных форм взаимодействия ДОО с семьей на сегодняшний день остается одним из самых актуальных. Одним из видoв такoгo взаимодействия в нашей работе с семьями воспитанников служит сайт группа «Вконтакте». Наличие сайта расширяет потенциал всех участников образовательной деятельности. Сайт способен увеличить результативность социального взаимодействия педагогов и родителей при воспитании и обучении дошкольников. С помощью сайта можно довести до сведения родителей новости дошкольной организации, намечающиеся и происходящие мероприятия в ДОО.
Сайт — это современное, инновационное и поэтому актуальное средство предоставления информации. В связи с возрастными особенностями детей нашей группы, мы выбрали наиболее востребованный (современный) метод взаимодействия ДОУ и семьёй
Гипотеза:
информационное взаимодействие с родителями посредством сайта может быть успешным при следующих условиях:
— повышение уровня компетенции педагогов при использовании информационно — коммуникационных технологий;
— повышение уровня готовности родителей к взаимодействию посредством сайта.
Цель: обеспечение доступности и открытости образования для всех членов образовательных отношений.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс.
- Пробудить интерес родителей к успехам своего ребенка.
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах работы с семьей.
Тип проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта:
Воспитанники ДОУ, родители воспитанников (их законные представители), педагоги ДОУ.
Методы: теоретические (анализ, обобщение, изучение практического опыта), практические (наблюдение, анкетирование).
Формы: традиционные, нетрадиционные.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Установление взаимосвязи с родителями воспитанников, реализация единого педагогического подхода в воспитании и обучении детей.
- Повышение активности родители как участников образовательного процесса, достижение гармонизация детско-родительских отношений (увеличение числа родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада, понимающих проблемы, потребности и нужды ДОУ).
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах работы с семьей.
Содержание проекта:
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время технологий, инноваций. Современные родители — грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.
Использование ИКТ в образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
В условиях развития современного общества многие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Все они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
Хотелось бы подробнее остановиться на личном опыте работы по взаимодействию с родителями с помощью ешё одной формы ИКТ – создание социальной группы в сети Интернет на сайте «ВКонтакте».
Наша страничка «Группа «Капитошка» была создана с момента нашего совместного знакомства с родителями на первом собрании в 2017году и идея создания данной группы была встречена родителями с большим интересом. Наши родители принимают активное участие в жизни группы, высказывают свои идеи, участвуют в предложенных мероприятиях, с большим удовольствием откликаются на любые вопросы.
Остановимся немного подробнее на содержании группы. Страничка группы содержит следующие разделы:
- «Описание» – помещаются вступительное слово администраторов, обращение к родителям, указано местоположение нашей группы.
- «Участники» – размещаются странички участников группы, то есть родители, педагоги (следует отметить, что наша группа – закрытая, и все участники утверждаются нашими администраторами).
- «Обсуждения» – содержится информация о событиях, праздниках, новостях группы. Формат данного блока очень прост и понятен – он направлен на обсуждение волнующих тем, вопросов. Здесь мы обмениваемся с родителями (и родители между собой) полезными советами, ссылками, интересными заметками и учимся друг у друга новому. Хотелось бы сказать, что в данном блоке любой желающий может открыть любую тему.
- «Фотографии и фотоальбомы», «Видеозаписи» – помещаются фотографии и видеозаписи наших деток (с согласия родителей, мы приняли это совместное решение на родительском собрании). Фотоальбомы имеют свои названия – «Новогодняя Ёлка», «8Марта», «Праздник осени», «Мы на прогулке», «Жизнь в группе». Родители могут наблюдать за своими детками с помощью фото, более того, комментировать фотографии и фотоальбомы;
- «Аудиозаписи» – подбираются различные детские песенки, музыкальные зарядки. Нужно отметить, что в этом блоке присутствуют все те песенки и музыка к танцам, которые мы исполняем на праздниках, таким образом, родители вместе с детками дома закрепляют то, что мы даем в детском саду. А после проведенных праздников дети с удовольствием поют и танцуют дома. И в этот блок каждый участник группы может добавлять свои интересные находки.
- «Стена» — размещается информация от воспитателей, родителей. Здесь каждый участник может высказать свои недовольства или, наоборот, поделиться радостными впечатлениями.
Преимущества данной формы работы очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности группы быстро и своевременно, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, можно самим проявить свои способности и таланты, до родителей доносится огромный объем информации, происходит индивидуальное взаимодействие с семьей.
Заключение:
Сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса. Позволяет родителям рассматривать процесс образования и развития ребенка, на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности, внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада, привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.
Работа в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования ИКТ, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.