Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста

Реферирование статьи по теме:
«Духовно-нравственное развитие
детей дошкольного возраста»

Платонова Оксана Николаевна,
Власкова Вера Павловна,
воспитатели МБДОУ № 10,
г. Апатиты Мурманской обл.

В статье Н. Мироновой «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца…», опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» № 4 за 2014 год, рассматриваются вопросы об особенностях развития эмоционального мира детей дошкольников через воздействие художественных произведений.
Название данной статьи берется у И.В. Гёте, который писал: «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует».

Сама статья посвящена вопросу формирования у детей дошкольного возраста адекватной самооценки собственных поступков через приемы художественного повествования о природных явлениях.
Здесь представлены рассказы многих писателей, таких как:
— М.М. Пришвин «Деревья в лесу»; «Ветреный день»; « Золотой луг»;
— Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
— К.Д. Ушинский «утренние лучи»;
— Е.А. Пермяк «Шумливое море».

Автор предлагает читателям цикл вопросов, которые можно задать детям после прочтения рассказов о природе, чтобы обсудить их переживания, чувства, оценить их эмоциональный отклик на художественный текст.

В статье рассматривается система заданий, которая может быть использована педагогом – воспитателем в работе с дошкольниками.
Статья делится на несколько частей. Первая часть – вводная, в ней говорится о концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Вторая часть состоит из подборки произведений художественной литературы посвященных природе. Третья часть – заключительная, в которой подводится итог о рассмотрении духовно-нравственного развития и воспитания личности, как сложного и многопланового процесса.

Описание основного содержания статьи.
Во введении формулируется содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности в соответствии с базовыми национальными ценностями. Далее представлены тексты произведений о природе разных авторов, с помощью которых можно воздействовать на развитие различных эмоций ребенка-дошкольника. Автор останавливается на использовании приемов художественного повествования.

В основной части дается обобщение таких приемов, как образный язык, метафоризация, условность изображения. Также затронуты вопросы, как правильно читать рассказы детям, с какой интонацией преподносить литературные произведения и как правильно передавать свое эмоциональное впечатление детям. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность. Автор приводит примеры олицетворения природных явлений, через применение приемов художественного повествования. Например, в рассказе Е. Пермяка природные стихии оживают, общаются между собой.

В заключении автор приходит к выводу, что эмоции человека – это особый продукт общественно-исторического развития. Для дошкольника характерно наглядно-образное отношение к миру, поэтому, увидев деревья в лесу, цветы, траву, ему трудно понять, что они живые (ведь в природе деревья не разговаривают).

Вывод:
В статье убедительно доказано, что именно художественный текст дает ребенку возможность соприкоснуться с природными стихиями и не просто наблюдать за ними со стороны, а оценивать их как часть своей жизни и себя как часть природы. Основная ценность работы заключается в использовании педагогом художественной литературы о природе для формирования и развития эмоционального мира ребенка. В ходе своего развития эмоции постепенно формируются, дифференцируются, а впоследствии, оказывают существенное влияние на функциональное состояние различных психических механизмов, организовывают человеческое поведение.

Использованная литература:
1. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. с фр. М.: Азбука-Классика, 2010.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.