Конспект образовательной деятельности
«Экология в доме»
Сергеева Елена Николаевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Цель: Вызвать у детей интерес к экологии. Способствовать расширению представлений детей о пользе и природе в доме.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление как правильно использовать экологию в доме.
- Выявить полезные свойства лекарственных растений;
Учить заботиться о своем здоровье.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности и любознательности через экспериментальную деятельность;
- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные.
- Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес. Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмене знаниями.
Материал: план-схема группы. Предметы, обозначенные опознавательным значком: зелёный « + » (майка, полотенце. чайник с травяным чаем. банка с мёдом, вареньем), растения: алоэ, кактус, хлорофитум; чайные ложки (по количеству детей), 2 подноса, салфетки (х/б и шёлковая), вода для опыта. Предметы для посадки растений: (цветочные горшки, палочки, лопатки, земля), карточки –схемы для распределения ролей (кто чем будет заниматься во время посадки).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель одет в домовёнка Кузю и находится в группе (дети с младшим воспитателем в раздевалке)
Заходят гости и здороваются с Кузей спрашивают: «Что он здесь делает?»
Воспитатель: Я — Домовёнок Кузя, здесь живу. Я не просто хозяин этого дома, я забочусь о чистоте и порядке того, кто живёт в этом доме.
Гости: «Мы слышали, что у вас очень красиво и экологически чисто. Кто помогает тебе поддерживать порядок в доме?»
Воспитатель (Кузя): Да один! Стар я стал и устаю быстро. Мне помощники нужны, чтобы научить их содержать свой дом в Экологической чистоте.
Гости: Где же твои помощники?
Воспитатель: Должны уже прийти, Ой, а вот, кажется и они. (Открываю дверь и приглашаю войти) Проходите, мои маленькие помощники. Посмотрите, как у меня чисто и красиво. Я вас сегодня научу тому, что знаю сам. Чистота и Экология в доме — это сокровище! Вот за этими сокровищами мы и отправимся. У меня есть план – он вам покажет, где скрыты эти сокровища – надёжные помощники в доме.
Воспитатель вместе с детьми смотрят на план-схему и отправляются на поиски (находят 1 предмет – майку).
Воспитатель: (спрашивает у детей): Как вы думаете, какую пользу приносит майка? (Ответы детей) А как ты думаешь, Алёна? (Её надевают, чтоб было тепло на прогулке).
Воспитатель: Потрогайте, какая она на ощупь? (Мягкая, тёплая). Правильно, ребята. Одежду при покупке, особенно нижнее бельё, нужно выбирать из натуральных тканей (лён, хлопок, сатин). В этой одежде вам будет уютно, тело будет дышать, не перегреваться и не электризоваться, а отдыхать. На экране компьютера видео снимки хлопка и звучит стихотворение:
Вот из хлопка вам бельё –
Дарит нам комфорт, тепло.
Шелкопряд плетёт рубашку
В клетку, в яркую ромашку!
Идём по плану дальше (находим 2-ой предмет — полотенце)
Воспитатель: Какая польза от этого полотенца? Для чего оно нужно?
Дети: Вытирать руки.
Воспитатель: Чтобы убедиться в этом, проведём несложный опыт. (На подносах лежат 2 салфетки: на каждую брызгаем воду и смотрим, как впитывается в них вода).
Воспитатель: Вопрос: Какое полотенце суше вытрет ваши руки? Под каким полотенцем останется меньше всего воды? (Ответ: под х\б).
Находим 3-й предмет (банку с мёдом).
Воспитатель: Как вы думаете, что это за предмет? (Ответы детей) Сейчас мы откроем эту баночку и посмотрим, что же тут есть. (Открываем и видим -мёд. Предлагаю понюхать его).
Воспитатель: Какой ароматный и душистый мёд. Ну и какая же польза от мёда, для чего он нужен? Кто нам может рассказать ? (Ответы детей). Если пчёлы собрали нектар с цветков липы, то мёд какой?
Дети: Липовый.
Воспитатель: А если с гречихи?
Дети: Гречишный.
Воспитатель: Возьмите ложки и попробуйте мёд. Какой он на вкус?
Дети: Очень сладкий.
Кузя предлагает другую банку, в ней варенье (пробуют и делают выводы).
Воспитатель: Как можно ещё лечиться мёдом? (делать массажи, из мёда делают мази и натирают больное место — спину, ноги. И это правильно, запомните такое правило: Берегите пчёл, не вырывайте, а сажайте медоносы – растения, которые очень любят пчёлы. И не бойтесь пчёл – это наши целители! Посмотрите на экран. (Видео и стихотворение).
От цветка к цветку пчела,
Вот трудяга, – как юла!
Снова в улей, – «В добрый час!».
Будет славный мёд для нас!
Идём дальше и находим 4-й предмет (чай, чайник.)
Воспитатель: Какую пользу приносит нам чай?
Дети: Утоляет жажду.
Воспитатель наливает из чайника чай, обращает внимание на аромат чая, делают вывод, что это травяной чай.
Воспитатель: Какие вы знаете травы для заваривания чая?
Дети: Мята, душица, Иван-чай, ромашка.
Воспитатель: Совершенно верно, все эти травы используют для травяных чаев. И принимают от простудных заболеваний, для укрепления иммунитета, от бессонницы. При первых признаках простуды завари простой травяной чай и пей его тёплым, с мёдом! Установи для себя постельный режим, хорошо проветривай комнату.
Видео стихотворение: Боль, озноб, температура,
Вновь природная культура:
Мёд, душица, липов цвет.
От простудных лечат бед!
Чай с душицей, чабрецом и смородинным листом.
Здесь не только витамины,
Прочь простуда, боль, ангина!
Находим 5-й предмет (столетник).
Воспитатель: Как называется это растение и чем оно полезно? (Если ребёнок не знает, воспитатель рассказывает сам).
Воспитатель: Это растение называют алоэ, а бабушки наши называли его столетник. Считалось, чем старше растение, тем целительнее оно. Из его сока делали капли, мази и примочки. Прикладывали к ранке, к любой болячке и всё затягивало. При закапывании сока алоэ, разбавленного с водичкой, насморк наутро прекращался. Вот такой подручный медбрат, растёт у нас в группе.
Видео стихотворение:
Жить на век велит столетник, на окошке многолетник
Вспомни бабушкин рецепт — чистых носиков секрет!
Идём к 6 предмету (кактус)
Воспитатель: Вот ещё одно растение, ой какое оно колючие, это ежик?
Воспитатель: Как же называется это растение? (Ответ ребёнка — кактус).
Ребята, а какая же польза от кактуса. Он же колючий. Он может уколоть и поранить палец – вооот так пооольза? (Ответы детей).
Воспитатель: Ученые установили, что комнатные кактусы способны поглощать электромагнитные излучения, которые вредны при работе любой электроники (Планшеты, телефоны, компьютеры). Запомните такое правило: «Не сидите за планшетами и не играйте в телефоны, а лучше погуляйте и попросите своих родителей вам почитать интересную книгу» От этого будет больше пользы.
Ухаживайте за кактусами, поливайте не часто, они не любят много воды, лучше опрыскивать их. Некоторые в благодарность даже порадуют вас изумительными цветками!
Видео стихотворение (про кактус)
За компьютером ученье –
Волновые излученья!
Оказать всем помощь рад
Мини-кактусовый сад
Находим 7-й предмет (хлорофитум)
Воспитатель: Вот ещё растение, называется оно хлорофитум .
Хлорофитум способен поглощать огромное количество вредных веществ из воздуха, он отлично увлажняет воздух и даже оказывает бактерицидный эффект. Одним словом, хлорофитум – это природный очиститель воздуха, который идеально подойдет для детской комнаты.
Видео стихотворение:
Под землей корешки – крепыши
Над землей стебельки — сабельки
В зеленой рубашке родился
Немного подрос и от мамы отделился.
Вот и на нашем растении, посмотрите, есть такой отросток , который нужно отделить от мамы и посадить в отдельный горшочек.
Воспитатель предлагает детям посадить растения (2 хлорофитума и 1 алоэ). Дети в уголке природы берут схемы-карточки для распределения ролей для посадки, надевают фартуки, инструменты для посадки и высаживают растение. Что для этого нам понадобится? Что нужно сделать? (Насыпать землю в горшок, посадить, полить или опрыскать).
Воспитатель напоминает, что за растением необходимо ухаживать. Вот паспорт ухода за нашим хлорофитумом. Вот ещё одно растение появилось в нашем уголке природы.
Воспитатель: Лучший доктор, общий дом
Всем тепло, уютно в нём!
Лечит, учит, жизнь даёт
Красотою нас спасёт.
Воспитатель (Кузя): Теперь я спокоен — у меня есть хорошие помощники. Я всему их научил. Пойдёмте со мной на прогулку запасать ягоды малины для чая.