Эмоциональная лабильность или почему ребёнок плачет

Консультация для родителей и педагогов

«Эмоциональная лабильность или почему ребёнок плачет»

 

Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

 

Для ребёнка крик и плач – самое первое и самое эффективное средство общения и влияния на окружающих. Пока он совсем мал, главное – понять, почему он плачет.

В возрасте до одного года ребёнок плачет при ощущении дискомфорта: хочет есть, беспокоят мокрые пелёнки, хочется на руки ко взрослому и т.д.

На втором году жизни малыш начинает общаться с нами при помощи отдельных слов и жестов. Его уже проще понять, и кажется, что у ребёнка уже нет необходимости плакать, что бы получить желаемое.

Но это совсем не значит, что он теперь совсем не будет плакать. Согласитесь, даже взрослые плачут в состоянии сильного стресса или глубокого душевного волнения.

Никогда не прибегайте к наказаниям, если плачет маленький ребёнок. Он будет плакать ещё больше – и постепенно отношения между вами разрушатся, потому что он увидит, что от вас происходит не облегчение его страданий, а углубление.

У ребёнка множество совершенно естественных причин для плача: упал и ушиб коленку; испугался громкого шума; кто-то обидел; что-то болит; наказали за что-то или просто хочется привлечь к себе внимания взрослого.

Если он плачет от испуга, вам надо его успокоить. Ребёнку не сколько не поможет, если вы начнёте говорить: «Ты же не боишься этого пылесоса, правда?» Лучше обнять его и сказать: «Ну и громко же ревёт этот пылесос, правда? Но ему приходиться так шуметь, что бы всё почистить». Во всех случаях испуга старайтесь не прекратить плач, а устранить его причину.

Когда ребёнок плачет от обиды, надо учитывать его возраст. Если ему один-два года, значит, социальные навыки у него в зачаточном состоянии. Он может заплакать от того, что у него сверстник отобрал игрушку или не даёт ему свою. Успокойте его, скажите, что сейчас настала очередь другого ребёнка поиграть с этой игрушкой. (А если этот другой очень уж эгоистичный, постарайтесь добиться уступок с его стороны). Главное – дать ребёнку почувствовать, что вы его любите, что вы его понимаете и разделяете его огорчение, и одновременно учите его правилам взаимодействия с окружающими.

И наконец, совершенно бесперспективная затея стараться заставить ребёнка замолчать, когда он плачет после наказания. Если дети провинились и были наказаны, не удивительно, что в ответ на наказание они плачут. Может быть им стыдно, они понимают, что виноваты. Может быть, им обидно лишаться своих обычных «привилегий». А может быть, они плачут, что бы подействовать вам на нервы и добиться смягчения наказания! Невзирая на все эти причины лучше всего не обращать внимания и довести наказание до конца. Если ребёнок почувствует, что вопли и плач избавят его от кары, смягчат наказание, он будет плакать при каждом таком случае. Точно также, стоит ребёнку заметить, что вас расстраивает или сердит его плач, он станет плакать громче и дольше.

На плач ребёнка следует реагировать только в одном случае: если в ответ на наказание он становится агрессивным – кидается в вас игрушками, бьёт других детей или сквернословит. Это оставлять без внимания ни в коем случае нельзя, особенно когда такое поведение входит у ребёнка в привычку. Во всех остальных случаях признайте, что дети совершенно нормальные люди, а потому не любят, когда их наказывают.

Страх быть покинутым. Для детей, воспитывающихся в семье нет ничего удивительного, что они плачут при уходе родителей. Для детей, воспитывающихся в доме ребёнка этот страх характерен только при адаптации. Ребёнок может плакать при выходе взрослого из помещения. Когда ребёнок привыкает к условиям группы, плач обычно прекращается.

Плач в корыстных целях. Когда ребёнок плачет для того, что бы добиться желаемого, с этим мириться ни в коем случае нельзя! Такой плач может начаться в раннем возрасте, а потом дети могут прибегать к нему для достижения своих целей вплоть до юношеского возраста. Суть этого явления состоит в том, что ребёнок плачет или хнычет, что бы получить от вас желаемое, и, добившись своего, успокаивается.

Возможно и другое развитие событий. Ребёнок кричит, взрослые раздражаются, другие дети  становятся так же нервными. Ребёнок не получает желаемое, но он добился другой награды – от него теперь зависит настроение окружающих, и пусть он не добился своего, зато убедился, что страдает не он один.

От плача такого рода можно избавиться только библейским терпением. Вам нельзя ни уступать, не выходить из себя. С самого начала, лучше всего не обращать внимания на этот плач. Без всяких признаков раздражения, но и без малейших намёков на пересмотр решения. Когда он начнёт хныкать и жаловаться, заговорите с кем-нибудь другим, выйдите из комнаты или займитесь чем-нибудь.

Если у ребёнка ещё не укоренилась привычка добиваться своих целей при помощи плача, на том всё и кончится. Такая привычка не может сформироваться, если ребёнку не потакают.

Легкоранимый ребёнок. Бывает, что ребёнок очень часто плачет просто потому, что он очень чувствительный и легкоранимый. Если вы выразили недовольство или отказали ему в чем-либо (в какую бы мягкую форму вы этот отказ не облекли), он тут же заливается слезами. Обычно, такие дети стыдятся своего плача и стараются скрыть его от взрослых. Удержатся от плача выше его сил. Такой ребёнок нуждается в вашем внимании и любви. Обязательно поддерживайте его и старайтесь почаще хвалить. Это помогает выработать у таких детей уверенность в себе.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.