Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр

 

Саукова Татьяна Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Для формирования элементарных математических представлений в нашем дошкольном учреждении создана необходимая материально-техническая база: имеется мебель, оборудование, технические средства обучения, интерактивная доска, учебные пособия, журналы, газеты.

Учитывая тот факт, что познавательный интерес является лучшим стимулом к обучению, я использую методические приемы, которые помогают привлечь детей посредством игровой деятельности в непосредственно образовательную деятельность (НОД).
Большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом мои воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвинула следующие задачи:
— закреплять и обогащать математические представления дошкольников через использование дидактических игр;
— обогатить предметно-развивающую среду группы;
— познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике.

В организации образовательной работы с детьми учитываю ряд закономерностей.
Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.
Во-вторых, занятия с детьми организовываю преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.
В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.
Познавательный материал, с которым дети познакомились на занятии, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группе я создала условия: организовала «Математическую игротеку», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике мне помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).
В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.

Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:
— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;
— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;
— обеспечивать новизну материала;
— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;
— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.
Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.

Все дидактические игры разделила на группы:
— игры с цифрами и числами;
— игры-путешествия во времени;
— игры на ориентировку в пространстве;
— игры с геометрическими фигурами;
— игры на развитие логического мышления

К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запомнили дни недели, времена года, месяцы.
Игры на ориентировку в пространстве были следующие: «Расскажи про узор»,»Путешествие по комнате»,»Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.
Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что изменилось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнали новые геометрические фигуры, достаточно быстро освоили классификацию по разным признакам предмета.
С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учились строить логические цепочки, делать выводы, старались мыслить самостоятельно.
А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Цифры», помогли детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами использую следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру».

Применение на занятиях данных игр способствовало развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развитию элементарных математических способностей.

Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними я понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.
В индивидуальных беседах с родителями я информировала о результатах обследования: сделала акцент на положительных моментах, вместе с тем обсудила трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. В течении года родители активно интересовались успехами детей, выполняли рекомендации. Также с родителями были проведены консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.