Формирование предметно-игровых действий у детей раннего возраста

Одной из задач развития игровой деятельности у детей раннего возраста является задача формирования игровых действий с разнообразными сюжетными игрушками и предметами-заместителями.

Игровая деятельность малыша тесно связана с обследованием предметов и формированием способов деятельности с предметами.

Предметно-игровые действия имеют очень большое значение в психическом развитии ребенка, так как:

— развивается наглядно-действенное мышление и закладываются основы наглядно — образного мышления;

— концентрируется внимание, тренируется память;

—  приобретается опыт социального поведения.

Сначала предметно-игровые действия ребенка достаточно про­сты: разобрать и собрать пирамидку; постучать музыкальным молоточком по ладошке; погладить куклу; открыть и закрыть коробочку и др. Совершая неоднократно одни и те же действия, малыш постепенно овладевает ими.

Как развивать предметно-игровые действия?

Педагогу необходимо знать, что игровые действия у детей развиваются поэтапно:

1 этап — наблюдение за игрой взрослого;

 2 этап — присоединение к этой игре, совместные предметные действия;

 3 этап — подражание действиям взрослого;

4 этап — самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности предметно-игровых действий;

 5 этап — появление самостоятельных последовательных предметно-игровых действий.

Предметно-игровым действиям рекомендуется обучать на основе реальных ситуаций, так как ребенку будет легче отображать уже знакомые действия.

Например, педагог говорит: «У куклы грязный носик. Вот платок». Поведение ребенка: прикладывает носовой платок к носу куклы.

Или педагог говорит: «Кукла Ляля  растрепанная. Вот  расческа». Поведение ребенка: проводит расческой по волосам куклы.

Постепенно малыш открывает для себя назначение многих предметов, но игры как отдельного вида деятельности в данном периоде ещё нет.

С усвоением и обогащением предметно-игровых действий ребенок начинает объединять их в логическую последовательность: сначала кормит куклу, затем причесывает и только потом купает.

В этот же период ребенок начинает пользоваться предметами-заместителями. Это происходит под влиянием взрослого, по показу которого ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки или погладить мячик вместо кошечки.

Со временем у ребенка обогащается не только опыт владения предметно-игровыми действиями, но и появляется основа для их творческого применения в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Таким образом, формируя предметно-игровые действия, взрослый создает условия  для самостоятельной творческой игры детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

11 комментариев к записи “Формирование предметно-игровых действий у детей раннего возраста”

  1. Ирина:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер, а какие термины изменились в условиях ФГОС, например, нам в садике сказали, что не воспитательно-образовательный процесс, а деятельность, может еще какие то термины изменились, спасибо.

    • admin:

      Ирина, может быть, Вы не совсем правильно поняли. Формулировку «образовательный процесс» никто не отменял. Всё зависит от контекста изложения мысли. Другое дело, что понятие «образовательная деятельность» вышло на первое место. У нас главная задача – развитие ребенка, а развитие осуществляется только в деятельности.
      Кстати, правильнее говорить «образовательный процесс», а не «воспитательно-образовательный», потому что понятие «образование» включает «воспитание и обучение». Получается, что мы говорим 2 раза про воспитание.
      Сейчас говорят не «региональный компонент», а «региональное содержание». В задачах слово «учить» не приветствуется, методически правильнее говорить «формировать умение».
      Вроде бы всё.

  2. Ирина:

    Большое спасибо!

  3. надежда:

    Бэлла Геннадьевна добрый вечер прошу вашей помощи. прохожу аттестацию впервые тема «Развитие речи детей раннего возраста» в аналитическом отчете сказали прописать индивидуальную работу с детьми опережающими и отстающими и еще поддержку детской инициативы. скажите пожалуйста как это прописать? и еще мне это надо отметить по развитию речи или по всем областям?
    спасибо!

    • admin:

      Надежда, напишите, что ориентируетесь на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитываете индивидуальные особенности, возможности и интересы каждого. Поддерживаете инициативу и активность в разных видах деятельности. Способствуете закреплению имеющихся знаний и умений детей посредством применения этих знаний в новых условиях, при освоении новых способов деятельности. У Вас развитие речи идет в процессе всех видов деятельности. Разница в работе с опережающими и отстающими в условиях, методах и формах взаимодействия.

  4. наталья:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер. Помогите пожалуйста с темой- игры с детьми раннего возраста.хочу охватить все игры подвижные дидактические сюжетные и т.д.

    • admin:

      Наталья, можно так:
      1. Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности. (К сенсорике имеют отношение все игры, особенно в раннем возрасте).
      2. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
      3. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством игровой деятельности.
      4. Формирование игровых действий у детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения.

      • наталья:

        Белла Геннадьевна,спасибо за предложенные варианты

  5. Светлана:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер. Как лучше представить конструирование по ФГОС на раннем возрасте в познавательной деятельности.Спасибо.

    • admin:

      Светлана, не совсем понятен вопрос. Вам нужно сформулировать тему? Тогда так: 1. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе конструирования. 2. Развитие познавательных действий у детей раннего возраста посредством конструирования.