Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки

Из опыта работы

«Формирование нравственно-патриотических чувств

у детей дошкольного возраста посредством музыки»

 

Сколова Татьяна Сергеевна,

музыкальный руководитель МДОУ № 14,

г. Оленегорск

 

Актуальность

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к  образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в  действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –  патриота Родины.  Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности подрастающего поколения, проявляется в выступлениях Президента России В.В. Путина: «Слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из процесса модернизации образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закрепил воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В этих условиях вновь утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания дошкольников  занимались известные педагоги и исследователи К.Д.  Ушинский («Человек как предмет воспитания»),   С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина  («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России»), К.В. Тарасова (программа «Гармония»), Н.А.Ветлугина («Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду»).

Термины патриотизм и героизм в наиболее употребительном их значении подразумевают преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам  и подвигам во имя интересов своей Родины, свершение выдающихся по своему общественному значению действий и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Исследования психологов показывают, что дошкольники наиболее восприимчивы к героическим образам. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал произведений героико-патриотической направленности не используется в полной мере вследствие фрагментарности их изучения, односторонности раскрытия  природы жанра и пассивности детей при освоении произведений.

Система работы

Противоречие между значительным художественно-воспитательным потенциалом музыкальных героико-патриотических произведений и недостаточным использованием их в работе с дошкольниками обусловила выбор методической темы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с музыкальной культурой»

Основная цель – воспитание  чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру.

Задачи:

  • Формировать основы культуры слушания  и осознанное отношение к героико-патриотическим музыкальным произведениям.
  • Накапливать опыт восприятия героико-патриотических произведений разных жанров (марш, гимн, песня, танец).
  • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия.
  • Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение воспитанников.
  • Способствовать развитию интереса детей к героико-патриотической музыке и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
  • Воспитывать желание слушать героико-патриотические произведения.
  • Поддерживать проявления оценочного отношения к героико-патриотическим произведениям.
  • Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

Наряду с традиционными формами работы использую:

  • Виртуальные экскурсии в Музей боевой славы.
  • Отложенное чтение книги «Детям о войне 1812 года» (на сайте Президента Российской Федерации).
  • Игры-путешествия по музыкальным эпохам (произведения, прославляющие воинскую доблесть в разные исторические эпохи).
  • Игры-превращения.
  • Живые картинки.
  • Решение кроссвордов, ребусов.
  • Занятие, построенное на основе содержания

В работе с воспитанниками учитываю ключевые позиции следующих концепций:

Педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт) – целостное развитие ребенка  —  это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – воспитание  человека, формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться как важнейшее условие успешного развития России.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации –   технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.

Обозначила основные концептуальные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников: 

  1. Комплексный подход.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Одной из актуальных проблем патриотического воспитания является проблема организации целостного педагогического процесса. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс выстраиваю на комплексно-тематической основе.  При этом большое внимание уделяю включению взаимодействию с педагогами ДОУ, родителей воспитанников в образовательный процесс.

  1. Деятельностный подход.

Эффективной формой организации целостного образовательного процесса является проектная деятельность, в частности творческие проекты.  Они оптимальны для художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Творческие проекты планирую с учетом принципа интеграции:

— интеграция образовательных областей;

— интеграция  видов искусств (литература, музыка, живопись, театр, хореография);

— интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (пение, активное слушание музыки, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация);

— интеграция качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к импровизации, чувственность).

Естественное объединение разных видов детской деятельности отвечает природе ребенка-дошкольника, способствует его гармоничному развитию и позволяет формировать в сознании ребенка целостную картину мира.

  1. Средовой подход.

Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. В различных формах работы по музыкальному воспитанию дошкольников использую репертуар, который обязательно включает авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, гуманность, доброту и мудрость русского народа.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В музыкальной деятельности воспитанники самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении маршевой композиции с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Разработала и адаптировала в работе со старшими дошкольниками проекты героико-патриотической направленности:

 «Богатыри земли русской» (о былинных богатырях);

 «Слава Армии любимой — самой лучшей на земле» (посвященный Дню Защитника Отечества, ознакомление с маршем);

«Славься, Отечество»;

«Этих дней не смолкнет слава» (посвященный Дню Победы);

 «Песни грозовых лет» (о песенной лирике времен Великой Отечественной войны);

 «Недаром помнит вся Россия» (посвященный 200-летию Бородинской битвы).

Чтобы дети получили как можно больше информации, использую принцип наглядности и принцип доступности. Для усиления эмоционального восприятия музыкального произведения разработала наглядные модели,  полноэкранные компьютерные презентации («Наша Родина», «Парад маршей», «Священная война», «Наша армия сильна»). Использую отрывки из мультфильмов («Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей») и фильмов («Война и мир», «Гусарская баллада», «Освобождение»),  показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий.

Для мониторинга по выявлению развития творческих способностей, мышления, воображения, патриотических чувств  в процессе восприятия музыки адаптировала диагностическую методику изучения музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г.,  Урунтаева Г.А.) В качестве музыкального репертуара использую музыкальные произведения героико-патриотической направленности.

Результат работы – необыкновенно  яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество. Разучивая и исполняя специально составленные вокально-хореографические композиции, дети необыкновенно глубоко проживают самобытные музыкальные образы и характеры, с удовольствием представляют своё творчество на различных концертных площадках — в детском саду, на фестивалях.

По результатам диагностики прослеживается закономерность: чем больше и разнообразней форм занятий использую, тем ярче воспитательный эффект. Совместные с детьми творческие достижения подтверждают состоятельность концептуальных идей, лежащих в основе формирования патриотизма.

Перспектива работы по данному направлению – раскрытие творческого потенциала, воспитание чувств, эмоциональной сферы, что является основой любого вида одаренности. Эта проблема сейчас довольно актуальна и является одной из приоритетных стратегий образования.

 Список литературы:

  1. Алексеев С.П. Сто рассказов из русской истории. – М.: Юридическая литература, 1991
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». — М.: Росвоенцентр, 2005.
  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  5. Избранные пословицы и поговорки / Общ. Ред. А.А. Прокофьевой. — М., 1957
  6. Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М., 2005
  7. Энциклопедия праздников / Автор-сост. Н.В. Чудакова. – М.: АСТ, 1997

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.