Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Творческая работа

«Формирование нравственных ценностей

у детей дошкольного возраста»

 

Сироткина Людмила Павловна,

  воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,

 д. Каменное Нижегородской обл.

 

Содержание:

1. Значение нравственных ценностей.

2. Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского.)

3. Педагогический проект « Мир доброты»:

4.1. Актуальность;

4.2. Подготовительный этап:

4.3. Работа с родителями;

4.4. Работа с детьми;

4.5. Основной этап;

4.6. Заключительный этап.

Значение нравственных ценностей

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей. Определим систему нравственных ценностей, на которые следует ориентировать детей. Высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность, систему нравственных ценностей ориентируется на благо человека — на жертвенную и деятельную любовь к людям, мир, свободу, истину, совесть, на семью и труд. Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям — требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление  примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Обследование детей (методы наблюдения Я. Л. Коломинского)

Для начала я решила определить знания и умения нравственной культуры поведения у детей моей старшей — подготовительной группы: ( 10 человек ).

Исследование осуществлялось поэтапно. Детям было предложено шесть заданий (использовала отдельные методы наблюдения Я.Л. Коломенского)

1) Задание: Для чего на кухне кастрюля?

Варить – 5 чел.

Чтобы готовить – 2 чел.

Варить еду – 2 чел.

Варить кашу – 1 чел.

Для чего нужна рукавица на кухне?

Чтоб из печки пироги доставать -2 чел.

Чтобы не обжечься -1 чел.

Чтобы не испачкаться -3 чел.

Какая рукавица -4 чел.

Дети не сказали ни одного слова нравственного значения, только их функции.

2) Задание: Для кого нужен фартук на кухне?

Чтобы не испачкать одежду- 7 чел.

Чтобы мыть посуду- 2 чел.

Когда пекут пироги- 1 чел.

Картинки были расположены рядом, чтобы подсказать, что все эти принадлежности нужны кому-то одному, чтобы готовить обед для своих родных — забота о ближних.

3) Задание: Вспомнить и определить имена сказочных героев по картинке и обозначить: кто из них радостный, а кто скучающий?

а): Василиса Прекрасная:

её не знают-2 чел.

Алёнушка-1 чел.

Красивая- 6 чел.

б): О Кощее бессмертном сказали:

Кощей бессмертный- 3 чел.

Не знаю -2 чел.

Волшебник- 1 чел.

Старик-4 чел.

Что он грустный-1 чел.

Злой-2 чел.

Плохой-7 чел.

В этих ответах упоминается отдельные нравственные качества: хорошо — плохо,  добро-зло.

4) Задание: Раскрасить на картинке «Пушистика» у которого настроение как у тебя? ( Выявляется характер эмоций и их мотив).

 Результаты:

Красивое- 3 чел.

Хорошее –2чел. (мне дали поиграть машинкой);

Просто так-3 чел.

Весёлое-3 чел.(завтра праздник в детском саду)

Часть детей, обозначив своё настроение не сумели его мотивировать. Цвет выбирали сами, используя все основные цвета.

5) Задание: Как будешь угощать и развлекать своих гостей?

Сладости-5 чел.

Картошкой-1 чел.

Лимонад-2 чел.

Торт с чаем- 2 чел.

Чем-то -1 чел.

Буду играть -3 чел.

Смотреть телевизор – 2 чел.

Танцевать – 2 чел.

Покажу игрушки- 3 чел.

Вывод: многие ребята знают о гостеприимстве.

6) задание «Нарисуй семью» (положение ребенка в семье и его переживания, связанные с семейными отношениями).

На вопрос: Кто нарисован?

Нарисовали всю семью- 7 чел.

Не справился- 1 чел.

Нарисовали только себя-2 чел.

На вопрос: Люди веселые или грустные на рисунке?

Не знают-5 чел.

Радостные – 2 чел.

Хорошие – 3 чел.

Я провела игру «Волшебное слово», где произносят волшебные слова. Она помогла установить характер детских взаимоотношений и норм поведения в соответствующих ситуациях.

В процессе наблюдения за поведением и выявлением содержания отношений к себе и другим с учетом проявления справедливости, уважительного отношения, проявления искренности позволило выявить и распределить детей по уровню сформированности позитивного поведения:

— дети высокого уровня (20%) проявляли доброжелательное отношение к себе и другим; по своему желанию оказывали помощь сверстникам;

— дети среднего уровня(20%) оказывали помощь только после просьбы;

-дети низкого уровня(60%) при успехе и неудачах сверстников проявляли равнодушие.

   В ходе обследования я сделала вывод:

-усилить работу над формированием таких качеств как доброжелательность, заботливость, трудолюбие;

-умение отстаивать свое мнение.

Поэтому совместная образовательная деятельность должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Разработав проект «Мир доброты», в котором целью является:

— формирование представлений о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение, адекватное нравственное поведение.

Целенаправленная работа по развитию нравственных ценностных ориентаций привела к значительному увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества с 40% до 70%. Дети с низким уровнем нравственной воспитанности перешли на средний уровень, а дети со средним – на высокий.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.

                                                  Педагогический проект

«Мир доброты»

                                                                              «Сосуд не теряет своего запаха,

                                                        дурного или хорошего,

                                                         которым он напитался:

                                                               таково и воспитание детей!

Поэтому необходимо с детства

                                                          приучать их к доброму»

             (Святитель Дмитрий Ростовский)

I Этап

В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Цели проекта:

Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка; совершенствовать умения смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей.

Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение и нравственное поведение.

Время проведения: сентябрь-май

Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Подготовительный этап:

Работа с родителями:

Цели:

— заинтересовать родителей проектом;

— дать представление о том, как можно в нем участвовать;

— направить на совместную творческую деятельность с детьми;

Родительское собрание: «Доброта спасет мир»

Консультации: «Воспитание культуры поведения у дошкольников», «Общие правила нравственности»

Сбор фотографий:  «Моя семья».

Работа с детьми:

Цели:

формирование у детей представлений о нравственных ценностях;

— воспитание гуманных чувств.

Задачи:

— познакомить с понятиями: доброжелательность, терпимость, честность, правдивость, заботливость;

— уточнить знания о трудолюбии, человеколюбии, совестливости.

Непосредственная деятельность с детьми:

Познавательные беседы:

«Я – человек»

«Мои чувства»

«Моя семья»

«Что такое дружба»

«Я люблю всех людей»

«Любовь творит чудеса»

«Доброта. Наши добрые мысли»

«Добрые мысли, слова и поступки»

«Что такое совесть»

«Учимся слушать совесть»

«Мир в нашем доме»

«Честный человек и его поступки»

«Что такое истина»

«Уважение и самоуважение»

«Трудолюбивый человек»

«Трудолюбие»

Рассматривание иллюстраций:

«Мои мама и папа»

«Профессии разные важны»

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Разучивание песен:

«Улыбка» М. Шаинский

«К нам гости пришли»

«Если добрый ты» М. Пляцковский

Просмотр мультфильмов:

 «Крошка Енот»

 «Приключение Кота Леопольда»

          Основной этап

Цель: формировать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Задачи:

 — формирование нравственных ценностей на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

 — развивать умение употреблять слова, отражающие нравственные принципы;

 —  развивать умение использовать правила нравственного поведения.

Образовательная деятельность с детьми:

Чтение рассказов:

«Три поросенка» С. Михалкова

Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

«Это я виноват» (из книги Л.П. Успенской «Учусь говорить  правильно»)

Отрывок из «Сказки с подробностями» Г. Остера

Т. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Б. Заходер « Хрюк на елке»

В. Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла»

Ч. Янчарский «Простая мысль»

И. Турчина «Дружба»

Г. Фиш «Леня и авторитет»

Индийская сказка « Ссора птиц»

Чтение стихотворений:

В. Маяковский « Конь-огонь»

Я.Полонский «Вот-те-на! Разбила чашку!…»

Н. Найденова «Мы всему научимся»

С.Маршак «Ежели вы вежливы»

Н. Юсупов «Простите»

М. Либин «Мамочка, прости меня»

Разучивание пословиц:

Нет большего позора — не выполнить договора.

Уговор дороже денег.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Сам себя губит, кто других не любит.

Кто ленится, тот не ценится.

Без труда нет добра.

Ленивые руки чужие труды любят.

Лениться да гулять — добра не видать.

Когда дружба врозь, работа на лад не пойдет.

Игры на закрепление вежливых слов и поступков:

«Кто больше»

«В стране вежливых»

«Выбери предмет. Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»

Беседы:

« Мое имя»

«Что я люблю»

«Уникальность и неповторимость друг друга»

«Как я забочусь о близких»

«Мои друзья»

«Как сделать мир добрее»

«Стараемся беречь мир, быть терпеливыми, прощать»

«Я уважаю людей»

«Труд украшает человека»

Экскурсии:

В Каменский ФАП (труд фельдшера и его забота о здоровье больных);

В Каменскую библиотеку (рассматривание книжной выставки «В мире добра и трудолюбия».

       Заключительный этап:

Цель: развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании и музыкальной деятельности полученные знания о нравственных ценностях:

Изготовление коллективной работы «Добрые наши дела»

Акция «Доброе дело» (изготовление кормушки для птиц совместно с родителями)

Изготовление открыток и сувениров для своих родных к праздникам;

Составление генеалогического дерева;

Рисование:

«Моя семья»

 «Кем я хочу стать

 «Настоящий друг»

 «Герои любимых сказок»

 

Дидактическое упражнение «Какой добрый поступок можно совершить с их помощью»

1

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, что такое плохо»

2

Генеалогическое дерево семьи «Кузнецовых»

3

Чтение «Большая книга правил поведения детей»

4

Помощь младшим

5

Вот какие у нас кормушки

6

Очень любим мы трудиться

7

Инсценирование «Кто кого обидел первым»

8

Конкурс рисунков «Моя семья»

9

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.