Формирование основ безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания у старших дошкольников

 Из опыта работы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания у старших дошкольников»

 

Васильева Светлана Александровна,

 Воспитатель МБДОУ №1

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

Ни для кого не секрет, что в современном обществе родители вынуждены уделять больше внимания решению материальных проблем. И всё меньше у них остаётся времени на общение со своими детьми. Несмотря на это многие папы и мамы обеспокоены за безопасность детей. Особую тревогу испытывают родители самых незащищённых граждан – маленьких дошкольников. Родители, конечно, как могут, оберегают и защищают своего ребёнка от опасности. Но задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их, к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

Цель моей работы в данном направлении – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

— формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

— приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

— формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные  формы работы с детьми по данной теме:

— комплексные занятия;

— беседы;

— ознакомление с художественной литературой; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

— развлечения, досуги;

— игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

— экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

— наблюдения;

— эксперименты и опыты;

— игровые тренинги;

— моделирование заданных ситуаций.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности.

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности  собираюсь активно привлекаю родителей к  участию в педагогическом процессе, через:

— совместные рисунки, поделки для выставки;

— совместные рисунки для альбомов;

— помощь в изготовлении атрибутов для игр;

— совместные развлечения и досуги;

— совместные прогулки;

— родительские собрания;

— индивидуальные консультации по запросам родителей;

— оформление стендов и родительских уголков;

Результаты этой работы  по направлению безопасной жизнедеятельности и формированию экологического сознания у старших дошкольников должны отразиться в:

Овладение детьми нормами и правилами безопасного поведения.

Формирование у детей наблюдательности и любознательности.

Развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Воспитание чувства защищенности со стороны взрослых.

Умение дошкольников быстро, адекватно и осознанно реагировать на опасную ситуацию.

Повышение компетентности родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.