Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Игры для развития мелкой моторики | ДЕТСТВО-ГИД

Игры для развития мелкой моторики

Игровой тренинг для родителей

«Игры для развития мелкой моторики»

 

Неводничик Надежда Игнатьевна,

учитель-логопед МБДОУ № 8,

г. Заполярный Мурманской обл.

 

 Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную коор­динацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная нелов­кость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и пе­реключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находит­ся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задер­живается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятель­ность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мел­кую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воз­действия.

Именно та часть работы, которая направлена на развитие мелкой моторики легко доступна заинтересо­ванным родителям.

Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В каждой группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики: «за­стёжки», «шнуровки», конструкторы и мозаики и много др., вы­зывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных пособий, можно предложить нетрадиционные пособия:

Сегодня я хочу показать несколько игр, которые вы можете использовать не только дома за столом, а и в дороге, в поликлинике, на прогулке и т.д.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже проис­ходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и про­извольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм ды­хания, развивается речеслуховая память.

 

Игры с пальчиками

  1. «Пальчики здороваются»

На каждый слог прикасаются подушечки одноименных пальцев правой и левой руки

Дятел! Дятел!
Тук! Тук! Тук!
Эй, приятель,
Я не жук
Ты не жук,
Тогда — пока,
Но похож ты на жука.

  1. «Дружная семейка»

На каждую сточку массажируем подушечку пальца, начиная с большого.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я –

Вот и вся моя семья.

  1. «Медведь»

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,

  1. «Щелчки».

Ладонь прижата к столу, пальцы раз­ведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой при­жимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком рез­ко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

  1. «Пальчики кивают».

Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется «ки­вание» одного пальца по 2—4 раза

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили                       

  1. «Ежиха и ежата»

На каждый ударный слог осуществляют­ся поглаживающие движения ладонями. По­верхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

  1. «Гладь мои ладошки, ёж»

Взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами
Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

  1. Растирание ладоней бигудями (любое стихотворение)
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом
  3. Надавливание незаточенным карандашом на подушечки пальцев
  4. Рисование незаточенным карандашом по ладошке

Ладошка – это солнышко,

Пальчики – лучики

Поет о солнце скворушка,

Поют о нем грачи.

  1. «Яичко»

Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —

с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умница-синичка, —

взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.

  1. «Циркачи».

Ребёнку даётся по паре каучуковых мя­чиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. «Силачи»

Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.  Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,

Буду слабым помогать.

15. «Котенок-глупыш».

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем»  ногтевые фаланги: от указательного – к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

  1.  «Клювы».

Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами — от указательных к мизинцам — и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.