Игровой тренинг для родителей
«Игры для развития мелкой моторики»
Неводничик Надежда Игнатьевна,
учитель-логопед МБДОУ № 8,
г. Заполярный Мурманской обл.
Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.
Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.
Именно та часть работы, которая направлена на развитие мелкой моторики легко доступна заинтересованным родителям.
Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В каждой группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики: «застёжки», «шнуровки», конструкторы и мозаики и много др., вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.
Кроме традиционных пособий, можно предложить нетрадиционные пособия:
Сегодня я хочу показать несколько игр, которые вы можете использовать не только дома за столом, а и в дороге, в поликлинике, на прогулке и т.д.
Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения.
Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Игры с пальчиками
- «Пальчики здороваются»
На каждый слог прикасаются подушечки одноименных пальцев правой и левой руки
Дятел! Дятел!
Тук! Тук! Тук!
Эй, приятель,
Я не жук
Ты не жук,
Тогда — пока,
Но похож ты на жука.
- «Дружная семейка»
На каждую сточку массажируем подушечку пальца, начиная с большого.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я –
Вот и вся моя семья.
- «Медведь»
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге,
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил»,
- «Щелчки».
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- «Пальчики кивают».
Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили
- «Ежиха и ежата»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
- «Гладь мои ладошки, ёж»
Взрослый держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
- Растирание ладоней бигудями (любое стихотворение)
- Растирание ладоней шестигранным карандашом
- Надавливание незаточенным карандашом на подушечки пальцев
- Рисование незаточенным карандашом по ладошке
Ладошка – это солнышко,
Пальчики – лучики
Поет о солнце скворушка,
Поют о нем грачи.
- «Яичко»
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила, —
с этими словами ребёнок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умница-синичка, —
взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено.
- «Циркачи».
Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
- «Силачи»
Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
Я сожму своё кольцо —
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
15. «Котенок-глупыш».
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного – к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
- «Клювы».
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами — от указательных к мизинцам — и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку осуществляется по одному взятию палочки
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!