Из опыта работы
Инклюзивные практики в МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г. Благовещенска» как актуальный аспект поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ
Коновалова Светлана Владимировна,
заведующий МАДОУ ЦРР-ДС № 68,
Санталова Оксана Васильевна,
воспитатель МАДОУ ЦРР-ДС № 68,
г. Благовещенск Амурской обл.
Уважаемые коллеги! Позвольте представить опытом работы по организации инклюзивных практик в МАДОУ по поддержке семей, имеющих детей с ОВЗ.
При построении практики нами учитывались приоритетные направления деятельности учреждения: инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп компенсирующей направленности; поиск оптимальных форм взаимодействия учреждения с семьями воспитанников.
Инклюзивное образовательное пространство предполагает вовлечение в разнообразную деятельность не только воспитанников, которые обучаются по адаптированной основной образовательной программе, но и их родителей (законных представители) по принципу семейно-ориентированного сопровождения. Именно такое взаимодействие способствует созданию инклюзивного сообщества как модели реального социума.
В учреждении создана и успешно реализуется модель по поддержке и сотрудничеству с родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих инклюзивные группы компенсирующей направленности, посредством проекта «Мир вокруг нас», который реализуется с 2018 года. В рамках проекта осуществляется:
— работа Родительской академии. Работа ведется по модели командного взаимодействия специалистов и проводится в форме психо-коррекционных сеансов, мастер-классов.
— учреждение является площадкой для сетевого взаимодействия в вопросах оказания помощи родителям (законным представителям), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
В рамках договора о сотрудничестве с Амурской общественной организацией поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей «Мир без границ» проводились мероприятия:
— обучение как специалистов ДОУ по инклюзивному образованию, так и родителей (законных представителей) воспитанников по сенсорной интеграции, по абба-терапии (прикладному анализу поведения), психо-терапии.
— обобщение опыта работы по проблеме инклюзивного образования;
— организация интерактивных образовательных мероприятий, совместной досуговой деятельности, способствующая более успешной социализации детей;
— участие педагогов групп компенсирующей направленности в инклюзивном волонтерстве, таких акциях «Зажги синим», «Сегодня ты – Дед Мороз», в реализации мини-проекта «Дружба» и др.
Одной из вариативных форм инклюзивной практики — оказание психолого-педагогической поддержки не только воспитанников, но и их родителей (законных представителей). Она организуется в работе психолого-медико-педагогического консилиума, проводимом на основе комплексного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. Специалисты (учитель-логопед, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги), педагог-психолог) предоставляют информацию о развитии психических процессов и развития личностных характеристик воспитанника. Родители, в свою очередь, о своих наблюдениях поведения и развития ребенка дома: как он общается с близкими, что в окружающей обстановке влияет на активность ребенка, в какие игры любит играть, как часто происходит сменяемость спокойной и активной деятельности и т.д. Все это помогает в выборе методов и приемов в организации и проведении коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ. На основании полученных данных коллегиально составляется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Для оказания вариативных образовательных услуг созданы и осуществляют свою деятельность:
— консультативный пункт (КП),
— служба ранней помощи (СРП),
Процесс привлечения родителей (законных представителей) к взаимодействию с учреждением и их обучение элементарным навыкам коррекционной работы с детьми может протекать более успешно, если используются клубные формы работы. Учреждение сотрудничает с конно-спортивным клубом Алюр, где не только осуществляется терапия детей и прививается любовь к животным, но и организуются мастер-классы.
В связи с неблагополучной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, пришлось пересмотреть работу с родителями (законными представителями) по реализации инклюзивных практик.
На сегодняшний день люди включены в медиасреду, виртуальное информационное пространство мессенджеров.
Педагогами активно используются информационные ресурсы:
— трансляция методических занятий, организация информационно-образовательного консультирования на ютуб- канале МАДОУ по адресу blago_sad 68 ,
— использование оффлайн форматов в инстаграм,
— электронная библиотека на сайте ДОУ, с помощью которой родители особенных детей занимаются самообразованием, а с другой стороны подбирают необходимые методические пособия и игры для занятий с детьми,
— онлайн-обучение родителей (законных представителей) на площадке ЗУМ по сенсорной интеграции с использованием оборудования комплекса сова-нянька, доски Бельгоу.
В целом, можно отметить достаточно высокую работу учреждения в инклюзивном образовании.
Подводя общую черту, хотелось бы процитировать следующие слова: «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…
и согласиться с ними.