Как формулировать развивающие вопросы

В педагогике вы­деляют три вида вопросов:

1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наибо­лее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начи­наются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, одно­словные:

Кто это?    —   Девочка.

Что это?    —   Стул.

Что делает кот?   —  Спит.

Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествова­ния и способствуют развитию памяти.

2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают ис­пользование в ответах распространенные предложе­ния.

Составной частью поисковых вопросов являются вопро­сительные местоимения или наречия, с которых начинает­ся вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?

Например: Где спит кот?    —    Кот спит на диване.

Поисковые вопросы развивают наблю­дательность и внимание;

3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных на­речий: почему? зачем?

Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой слож­ноподчиненные предложения.

Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-след­ственные связи и смысловые ассоциации, развивают логи­ческое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.

Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.

Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.

Как формулировать развивающие вопросы?

Возьмем, для примера,  тему «Транспорт».

Алгоритм развивающего диалога такой:

Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.

Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?».  Это вопросы, требующие анализа ситуации.

Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».

О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте

Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!

 

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

8 комментариев к записи “Как формулировать развивающие вопросы”

  1. Олеся:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите пожалуйста сформулировать тему для аттестации на первую категорию. Я выбрала: Приобщение детей средней группы к художественной литературе через чтение русских народных сказок.

    • admin:

      Олеся, Вы правильно сформулировали тему. Нужно только чуть-чуть подкорректировать: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе посредством русских народных сказок».

  2. Анна:

    Добрый вечер. Бела Геннадьевна, пожалуйста, помогите составить план работы по теме самообразования «Инновационные технологии (игротерапия) как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста».
    Старший воспитатель дала рекомендации взять тему по самообразованию в соответствии с годовыми задачами( «Оптимизация работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников путем использования здоровьесберегающих инновационных технологий игротерапии.

    • admin:

      Анна, я Вам написала на почту. Посмотрите там, пожалуйста.

  3. Анна:

    Добрый вечер. Бела Геннадьевна, пожалуйста, помогите составить план работы по теме самообразования «Инновационные технологии (игротерапия) как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста».
    Старший воспитатель дала рекомендации взять тему по самообразованию в соответствии с годовыми задачами( «Оптимизация работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников путем использования здоровьесберегающих инновационных технологий игротерапии.

  4. Альбина Рависовна Махмутова:

    Уважаемая Белла Геннадьевна! Прошу у вас помощи для формулировки темы самообразования. Работаю в группах по подготовке детей к школе (средняя, старшая, подготовительная). В работе использую технологию проблемного обучения. Часто интересные вопросы перерастают в индивидуальные проекты детей. Активно защищаем их на разных уровнях. Вообще, все дети у меня активные любознательные. Подтверждаю высшую категорию. Хочется не сильно объемную тему, но современную формулировку

    • admin:

      Альбина Рависовна, могу предложить такие формулировки:
      1. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
      2. Формирование технологической компетентности у детей дошкольного возраста посредством проблемного обучения. (Но, наверное, не найти диагностики по этой теме).
      3. Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.