Коллекционирование как средство развития познавательной активности и творчества дошкольников

Из опыта работы

Кирса Лидия Павловна.
воспитатель МБДОУ № 2,
ЗАТО Александровск, г. Снежногорск

камушкиАктуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.

Коллекционирование – не просто сбор предметов, объединенных определенной тематикой. Это систематическая работа, включающая рассматривание и анализ предметов (экспериментально-поисковая деятельность), проведение дидактических и сюжетных игр, использование материалов коллекций на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, развитию элементарных математических представлений (как счетный материал), чтение познавательной и художественной литературы. Интерес ребенка к какому-либо объекту, возникновение желания больше узнать о нем способствуют активному включению в этот вид деятельности. Коллекционирование всегда сопровождается обсуждением значения и правил собирательства, организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.

Прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей. Летом, находясь в отпуске, я начала собирать необычную коллекцию морских камешков (камешки, которые похожи на фигурки животных, с необычными вкраплениями).
Когда я их показала детям, они принялись искать камешки на участке детского сада и приносили из дома. Дети стали мне говорить о необычности этих камешков (по цвету, форме), просили взять их в нашу коллекцию. Мы вместе с детьми обсуждали, где был найден предмет, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге мы вышли на описательный рассказ.

Родители заинтересовались нашей затеей. Папа Сережи принес коллекцию минералов Кольского полуострова, мы с интересом познакомились с их названиями, историей сбора коллекции.

одеждаИзучая тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную, шелковую, фланелевую), рассказала о назначении ткани: из нее шьют одежду. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Предложили родителям вместе с детьми подобрать соответствующую ткань и сшить одежду для куклы.
Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (веревочка, иголка, шнурок и т. д.).

пуговицы-колПоявилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц, принесла несколько пуговиц. На следующий день, по моей просьбе. дети и родители принесли пуговицы. Так мы начали собрать коллекцию пуговиц.
Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Составь картинку», «Одень куклу на прогулку», «Подбери правильно», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету», сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Ателье». Интересно провести экспериментально-поисковую деятельность: дети рассматривают пуговицы под лупой, знакомятся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность, фактура).
OLYMPUS DIGITAL CAMERAКоллекцию пуговиц можно превратить в забавные поделки. Использовать пуговицы возможно и в продуктивной деятельности детей: «Нарисуй пуговицу для сказочных персонажей», «Напечатай узор» (пуговица-штамп), составь узор и изображения на пластилине и тесте, создай объемные конструкции из пуговиц («пирамидка», «гусеница»), выложи из пуговиц мозаичные изображения, сделай бусы.

В нашей группе появились дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций. Мама Дианы рассказала, как они стали собирать коллекцию магнитов. На дверце холодильника, появилась мелкая царапина, а симпатичный магнитик оказался самым удобным способом закрыть царапину. Получилось очень симпатично. А потом дочка, захотела повесить на холодильник свой рисунок, пришлось воспользоваться снова магнитиками. Папа предложил вешать магниты с изображением видов разных городов (это были и воспоминания о местах, где побывали всей семьей). Для Дианы повесили магнитную азбуку (из букв – магнитиков он составляла слова и фразы). Холодильник, говорит мама, стал центром наших общих интересов и увлечений. Ребёнок очень гордится, что вместе с родителями собирает коллекцию магнитов.

Семейные коллекции пользуются большим успехом.Каких только коллекций не существует!

ракушкиКоллекция морских ракушек

 

 

 

 

кол монетКоллекция монет и денежных купюр

 

 

 

 

кол-куколКоллекция фарфоровых кукол.

 

 

 

 

ключиИзучая тему «Дом» собрали коллекцию гвоздей, ключей, замков.

 

 

 

 

корабликиМакеты кораблей и машинок сделали при изучении транспорта.

 

 

 

 

фантикиУгощаясь конфетами, обратила внимание детей на рисунки на фантиках. Сама все лето собирала фантики с различными изображениями. Когда начали изучать тему « Продукты», у нас уже была небольшая коллекция фантиков (птицы, животные, цветы, насекомые и т. д.) продолжаем пополнять дальше.
Следующим этапом было создание проекта «Откуда пришли конфеты».
Родители откликнулись на наш призыв, мамы приготовили леденцы, мы их продегустировали. У нас есть коллекция рецептов леденцов (с маком, кокосовой стружкой, семечками, орехами, кунжутом).

Коллекционирование может оказать большое влияние на развитие детей, разнообразить их досуг. Увлеченность ребенка положительно сказывается на его характере. Обладатели даже скромных коллекций поражают своими энциклопедическими знаниями. Коллекционирование не только расширяет кругозор, но и формирует культурный и интеллектуальный круг интересов ребенка.
Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Коллекция может стать звеном, объединяющим семью.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Коллекционирование как средство развития познавательной активности и творчества дошкольников”

  1. Татьяна:

    конспекты занятий на тему коллекционирование, помогите подобрать

    • admin:

      Татьяна, темы для занятий нужно подбирать в зависимости от того, что (какие предметы) будете коллекционировать. Если только начинаете знакомить детей с предметом, то делайте это посредством наблюдения, обследования, рассматривания.
      Если уже познакомили, то на втором этапе в занятия включайте какие-то ситуации, связанные с этими предметами, переделывайте знакомые дид. игры под эти предметы.
      За основу можно взять как раз этот опыт работы воспитателя Л.П. Кирса (под которым мы с Вами переписываемся).
      По поводу разработки конспектов посмотрите здесь на сайте в рубрике «Методические подсказки» две статьи: «Как разработать развивающее занятие» и «Как правильно разработать конспект непосредственно образ. деятельности по ФГОС ДО»