Литературная викторина
«Кто лучше знает сказки К.И. Чуковского»
для детей средней группы
Авраменко Татьяна Петровна,
Родионова Жанна Викторовна,
воспитатели МБДОУ № 48,
г. Апатиты Мурманской обл.
- Расширить знания детей о творчестве, о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
- Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
- Развивать память, мышление, творческое воображение;
- Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжестве над злом.
Материалы и оборудование: портрет К. И Чуковского и книги; телефон, сова, кит, улыбка; дерево (чулки и башмаки); ромашка (на лепестках которой написаны отрывки из произведении); пальма; язычки огня; 2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, Айболит); сладкие призы; фишки за правильный ответ; медали «знаток сказок»; музыкальное сопровождение.
Организационный момент: участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает фишку. Командам вручаются медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы вспомним одного известного писателя, автора многих детских сказок. Посмотрите на портрет, кто узнал его и может назвать имя. Конечно, это Корней Иванович Чуковский. Он родился очень давно и сначала писал для взрослых, но, когда его маленький сын заболел, плакал, капризничал, надо было его развеселить. Корней Иванович стал рассказывать ему весёлую историю:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» (К. И.Чуковский) — это была самая первая книга писателя. А теперь посмотрите сюда. Как много собрано книг Чуковского и вы все их, конечно знаете (обращает внимание на выставку книг, рядом «сидит» Сова).
Ведущий: Ой, кто это? Да это самая мудрая Сова на свете, она всё знает и может ответить на любой вопрос (раздаётся телефонный звонок).
Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада?
Ошиблись! Это детский сад «Ивушка»! (снова раздаётся звонок).
Сова: Кто говорит? Кто пропал? Айболит?
Не может быть, у нас ничего не пропадает! Правда, ребята? Давайте проверим (листают книгу и находят, что Айболит пропал).
Сова: Ох! Ох! Ох! Исчез! Это проделки Бармалея! Нужно отправляться на поиски Айболита в Африку. А вы со мной пойдёте на поиски Айболита? (да). А что это за страна, кто знает? (в этой стране живут все сказки К.И. Чуковского). А как же нам туда добраться? Я знаю, мы поедем на велосипеде! Усаживайтесь удобно, отправляемся. Поехали!
Физкультминутка «Ехали медведи на велосипеде»
(медленно-побыстрее-очень быстро).
Ведущий: Приехали! А что это такое?
«Чудо дерево растёт!
Ни листочка на нём!
Ни цветочка на нём!
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!» (К. И. Чуковский).
Первый тур:
Проводится игра «Доскажи словечко»
(с дерева снимают чулки и башмаки, на которых с обратной стороны написаны отрывки из сказок):
- «Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота)
- «Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит)
- «Ехали медведи на велосипеде…» (а за ними кот задом наперед)
- «И сейчас же брюки, брюки…. » (так и прыгнули мне в руки)
- «Только заинька был паинька….» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал)
- «Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам)
- «А лисички взяли спички, к морю синему пошли… (море синее зажгли…)
- «Загляни-ка ты в кадушку и увидишь…» (там лягушку)
Ведущий: Посмотрите! Море загорелось! Побежали скорей! Дуйте, дуйте на огонь! Сильнее дуйте! (разбросать «язычки пламени» на полу)
Дыхательная гимнастика «Горящее море»
(малыш стоит или сидит, делает глубокий вдох носом, затем — длинный выдох, как будто хочет потушить огонь)
Ведущий: Постойте! Так огонь только разгорается!
«Море пламенем горит,
Выбежал из моря Кит!
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!» (К. И.Чуковский)
(давайте скорей соберём все огоньки вместе и потушим)
Ведущий: Молодцы, ребята! Но мы забыли наше главное задание. Куда же мы спешим? Правильно! Искать Айболита! Но, я, что то устала! А вы? Не хотите немножко отдохнуть? (дети садятся на полянку).
Второй тур:
Проводится игра «Ромашка»
(ребёнок подходит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю, ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки).
- В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
- В какой сказке был не умытый поросенок, но потом стал чистым? («Мойдодыр»)
- В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
- Что просили животные в стихотворении — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад, Газели — карусели, Мартышки — книжки, Крокодил — калоши)
- В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Ведущий: А это что за улыбка такая? (на пальме большое изображение улыбки). Наверное, не совсем злой Бармалей! А ещё и шутник!
Третий тур:
Игра чему радовались персонажи К.И.Чуковского
- «То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!» (воробей съел таракана в сказке «Тараканище») - «Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил…» (грязнуля умылся и стал чистюлей в сказке «Мойдодыр») - «И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!» (Федора вычистила посуду в сказке «Федорино горе») - «И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет». (Доктор Айболит вылечил всех животных в сказке «Айболит») - «Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То – то стало весело
То – то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали ,
В барабаны застучали…» (Победе над Пауком. «Муха-цокотуха»)
- «Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут…» (Освобождению солнышка. «Краденое солнце»)
Ведущий: Ребята, смотрите корзинка? (ведущий вместе с детьми подходит к корзинке, в которой лежат потерянные вещи). Ребята, посмотрите! Неужели мы нашли Доктора Айболита!? Что это?
Четвёртый тур:
Игра «Корзинка с потерянными вещами»
(в корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял, помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете)
- Телефон (У меня зазвонил телефон);
- Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
- Мыло (Вот и мыло подскочило);
- Блюдце (А за ними блюдца);
- Сито (Скачет сито по полям);
- Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »);
- Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
- Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
- Термометр (И ставит им градусник);
- Доктор (Добрый доктор Айболит! )
Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
(участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения)
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка — страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (показывают, какие сильные)
Ведущий: Пришло время нам возвращаться, позовём с собой и Айболита. Усаживайтесь удобнее, поехали! (включается музыка)
Ведущий: (снова подводит всех к выставке книг) Вам понравилось наше приключение?(да) Посмотрите ещё раз на книги и попробуйте ответить на вопросы.
Пятый тур:
Игра «Четвертый линейный»
(каждая команда на полочке находит 4-ю лишнюю сказку)
Ведущий: Молодцы! Всё знаете. С ранних лет сказки К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Телефона» и т.д.. Сказки Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек — не человек. Сказки Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Подведение итогов и награждение победителей