Лесные жители нашего края

Проект

«Лесные жители нашего края»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Курдина Ольга Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ № 25,

г. Мончегорск

В нашем дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность нашла большой отклик среди педагогов. Сегодня я предлагаю вашему вниманию экологический проект «Лесные жители нашего края», организованный мной в старшей группе. Кроме учителя-логопеда и детей участниками проекта являлись ещё и родители.

В настоящее время наиболее актуальна проблема развития связного высказывания у детей с различными речевыми патологиями. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что у большинства из них речевая недостаточность приобрела недифференцированный вид. Она, как правило, сопряжена с обилием дополнительных дефектов со стороны двигательной, сенсорной и других сфер психической деятельности ребенка. Типичная проблема речи всех старших дошкольников – это бедность связной речи и недостаточный словарный запас.

В дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть таким словарем, который позволил  ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.  Усвоение новых слов и понятий позволят ребенку  повысить уровень познавательного развития и мышления.

Имея опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети, живущие в условиях Крайнего Севера недостаточно  знакомы с животным миром своего края, их знания по этой теме достаточно ограничены.  Как правило, дети оперируют знаниями, полученными из детских литературных произведений, просмотров мультфильмов  и легко узнают (по картинкам) только медведя, белку, лису и зайца, а таких как куницу, росомаху, лемминга не знают, или имеют о них очень поверхностные представления. В словарном запасе детей недостаточно слов описания их внешнего вида, повадок.

Мною был проведен анализ условий, созданных в МБДОУ для работы в рамках данного направления. Выделены способствующие и препятствующие условия и определены возможные пути решения проблемы.

В рамках работы проекта «Лесные жители нашего края» мною была определена цель, которую я реализовала  во всех направлениях своей коррекционной деятельности.

Цель проекта: знакомство с многообразием животного мира Кольского полуострова  через дидактические игры по обогащению словарного запаса  детей.

Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи проекта.

Задачи проекта:

Образовательные

— расширить представления детей о животном мире Кольского полуострова;

— обогащать словарь новыми, ранее неизвестными словами;

— формировать  у детей представления о различных способах словоизменения и словообразования.

Развивающие:

— развивать у детей познавательный интерес к жизни животных  Кольского полуострова;

— развивать монологическую речь через дидактические  игры;

— развивать  коммуникативные  навыки и связную речь через сюжетно-ролевые игры.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к животным;

— воспитывать любознательность, любовь к родной природе.

Эти задачи сформулированы на основе задач ФГОС ДО, таких, как:

— охрана и укрепление физического, психического и эмоционального благополучия;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических и других особенностей;

— формирование общей культуры личности детей, инициативности, ответственности, самостоятельности;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

Механизм реализации проекта (приёмы):

— беседы

— занятия (интегрированные)

— дидактические игры

— чтение  художественной литературы

— развлечения

— конкурсы

В начале учебного года мною была разработана диагностическая карта. Результаты обследования показали, что дети действительно путают оленя и лося, не знают лемминга, росомаху, как выглядит кукушка, соответственно они не знают, чем питаются эти животные и какую пользу приносят человеку, так же в их словаре мало относительных прилагательных

Подготовительный этап     

Проект «Лесные жители нашего края» я разработала с учетом ближайших и доступных объектов, которые окружают ребенка. Основой проекта является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе,  чтение художественной литературы, подвижных и дидактических игр, а также организации самостоятельной деятельности.

В начале проекта мною была  проведена разъяснительно-просветительская работа среди родителей, подобран речевой материал по теме,  аудио и видеозаписи, составлен перспективный план работы с детьми.

При составлении перспективного планирования я постаралась охватить все образовательные области.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

-проведение сюжетно-ролевых игр;

-взаимодействие детей между собой во время показа мини-спектакля.

  1. Познавательное развитие:

-использование видеозаписей повадок зверей и птиц;

-дидактические игры «Чей голос?», «Произнеси слова героя» и другие.

  1. Речевое развитие:

— беседы по содержанию каждого текста, словарная работа;

— инсценировки;

— составление рассказа-описания животного.

  1. Физическое развитие:

— проведение подвижных игр, пластических этюдов, направленных на развитие координации и гибкости.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— рисование животного, как средство реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей;

— аппликация.

 В течение всего проекта мы с детьми рассматривали  иллюстрации животных, беседовали  об их повадках и местах обитания. Составляли описательные рассказы по мнемотаблицам, читали сказки народов Севера, такие как «Почему олень быстро бегает?», «Олень и сохатый», «Кукушка», «Бобер и журавль», сказку про росомаху «Дыхание Севера», про лося «Отчего у зайца уши длинные?», «Лось и корюшка» и др.

 Также  проводились дидактические игры на развитие речи обогащение словаря детей: «Слова – неприятели», «Назови какой, какая?», «Чьи следы?», «Подбери словечко», «Посмотри и опиши», «Один – много»,  «Выбери и расскажи». Родители тоже принимали участие в работе проекта: например совместно с детьми они составляли рассказ об одном и животных, а затем ребенок в группе пересказывал его.

В заключительном этапе проекта был повторно проведен мониторинг.

Мною были разработаны презентации о животных, совместно с детьми изготовлена рукописная книга.

В рамках работы по проекту дети пополнили знания о животном мире Кольского полуострова, о таких животных как лемминг, росомаха, бобр, олень, лось и о кукушке. Совершенствовали представления о влиянии сезонных изменений на жизнь и поведение животных.  У детей пополнился и активизировался словарь по теме «Животные Кольского полуострова», сформировались представления о пищевых цепочках, о внешнем виде животных, повадках и их характерных особенностях. Сформировалось доброе, бережное отношение к животным и птицам севера, развился познавательный интерес и  любознательность.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.