Мы и природа

Экологический проект

«Мы и природа»

Колыванова Татьяна Ивановна,

воспитатель МКДОУ № 364,

г. Новосибирск

Человек может развиваться

только в контакте с природой, а не вопреки ей.

 В. Бианки

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Участники проекта: Дети младшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Длительность проекта: Долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019)

Актуальность

Умение видеть, чувствовать, понимать, ценить красоту окружающей нас природы — это одно из приоритетных направлений в формировании личности ребенка.  При ознакомлении детей с природой мы закладываем основы нравственных, эстетических качеств. Даем полет детскому творчеству, фантазии. Формируем познавательный интерес, любовь к Родине, к родному краю, людям, окружающим его. И чем раньше мы начнем знакомить ребенка с окружающей его природой, тем успешнее будет результат. Воздействие природы на духовный мир ребенка трудно переоценить. Дети с открытой душой познают мир. Наша задача научить понимать и ценить его.

Для детей наш проект – это увлекательные игры, ознакомление с художественной литературой, музыкой, экспериментальная деятельность, прогулки и наблюдение.

Цель проекта: создание благоприятных условий для ознакомления детей с окружающей природой. 

Задачи:

Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

Развить познавательный интерес к миру природы.

Воспитывать бережное отношение к природе. Трудолюбие, умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

Вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада.

Гипотеза: познавательная деятельность по ознакомлению детей с природой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (организованные занятия, художественно продуктивная деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, дидактические игры, а результаты ее должны отражаться в сюжетно ролевых играх и свободной творческой деятельности детей, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными).

Этапы проекта

I этап подготовительный:

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, художественная и методическая литература, сбор природного материала, подборка игр и фотографий

4. Изготовление дидактических и настольных игр:

«Чья тень?»

«Составь рассказ»

«Наряди елку»

«4 лишний»

«С какой ветки эти детки?»

«Разрезные картинки»

«Ветерок» (развитие дыхания)

«Кто где живет»

«Когда это бывает?» (времена суток)

«Части суток»

«Золушка» (развитие мелкой моторики)

Панно для развития мелкой моторики «Кто где живет?»

«Маталочки» (формирование ловкости)

Солевые мешочки для спортивных упражнений

Изготовление кукол Бибабо (животные)

5. Создание гербария «Растения нашего сада»

Консультация для родителей «мы и природа»

II этап практический.

1. Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям.

Познавательное развитие –проведения ООД по темам «Времена года.», «Овощи и фрукты», «Домашние птицы и животные», «Кто в лесу живет», «Подводный мир», «Насекомые», «Откуда хлеб пришёл», тематические экскурсии по территории детского сада.

Речевое развитие — рассматривание картин из цикла «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные» и составление рассказов, чтение и заучивание программных произведений о природе ()

Художественно эстетическое развитие – занятия по тематическим темам с использованием нетрадиционных способов и коллективное творчество. Рисование: «Осенние дерево» (рисование листочками деревьев), «Что нам осень подарила», «Фрукты в вазе», «Дождик», «Утенок», «Игрушка для щенка», «Новогодняя елочка» (рисование властелином). Аппликация: «Листопад», «Дары Осени», «Солим огурцы и помидоры», «Цыплёнок», «Украсим елку». Лепка: «Овощи», «Витамины с ветки», «Зайчата», «Новогодняя ёлка» (коллективная работа)                                                                                               

Физическое развитие — утренняя гимнастика «Мышата», «Зоопарк» «Медвежата «подвижные игры «Кто больше соберет листочков», «Волк и зайцы»,» Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Мышеловка», «Курица и цыплята», «Птички в гнездышко», «Рыбалка». Пальчиковая гимнастика: «Зайчик-козочка», «Бабочки», «Цветок», «рыбки плавали в пруду», «Солим капусту»,» Дождик и солнышко»

Социально-коммуникативное развитие — сюжетно ролевые игры: «Магазин овощи-фрукты», «Готовим обед для куклы», «Доктор Айболит», «Прогулка в лес», «У бабушки в деревни». Дидактические и настольные игры: «Кто где живет», «Где чья мама», «Кто что ест», «Маленький повар», «Скажи правильно», «Где чья тень», «Времена года», «Части суток», «Ассоциации», «С какой ветки эти детки», «Что где растет», «Звери, птицы, растения, рыбы» (разрезные картинки), «Наряди ёлку», «Зоопарк», «Найди по описанию», шнуровки и вкладыши .Цикл бесед на экологическую тему, опыты с водой, снегом ТРИЗ «Зачем свет растениям?» , «Что будет если не будет растений и птиц?», «Зачем человеку спать?» , «Что за чем?» Театрализация: обыгрывание сказок с использованием кукол Бибабо и настольного театра

Музыкальное развитие – проведение праздника Осени, новогоднего утренника по сюжету сказки «Заюшкина избушка», музыкальная икра «Угадай что звучит» (предметы из природного материала), «Определи музыкальный

инструмент на слух». «Бабочки и жуки»,» постановка музыкальной сказки «Теремок», прослушивание записи «Голоса природы»

Трудовая деятельность — сбор семян цветов на участке, уборка листьев, ухаживание за комнатными растениями, кормление птиц, посадка огорода на подоконнике.

Работа с родителями — изготовление книжек-малышек: «Мои домашние питомцы», «Обитатели леса», «Детям о животных», оформление фотоальбомов «Обитатели водоемов», «Животные севера и  жарких стран»,  «Природа родного края», фотовыставки «Мы и природа», «Чудеса природы», выставка книг о природе, выставка игрушек и сувениров из природного материала, участие в обще садовских выставках «Поделки и природного материала», «Зимние узоры». Участие в районных акциях «Помоги животным» и «Лохматая лапа», в городском конкурсе «Новогодняя игрушка» (для зоопарка). Участия в субботнике и на постройке горки, снежных фигур на участке группы.

III этап презентация проекта.

 Результаты:

В ходе работы над проектом дети получили значительные знания по экологии, обогатился словарный запас, стали более активны, повысился познавательный интерес (дети стали задавать много вопросов). Игровая деятельность стала более разнообразной и насыщенной. У детей сформировалось желание ухаживать за комнатными растениями, кормить птиц на прогулке.

Родители стали более активней принимать участие в жизни детского сада и группы, проявлять интерес к образовательному процессу. 

В ходе работы над проектом мы потвердели свою гипотезу. Познавая мир природы по средствам занятий, наблюдений, изобразительной деятельности дети обогатили запас знаний, умений и навыков. И это имеет свое отражение на качестве игровой и творческой деятельности детей.

Можно сделать вывод: методы, приёмы и способы подхода в решении поставленной задачи по экологическому воспитанию детей нами были выбраны успешно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.