Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Народная кукла | ДЕТСТВО-ГИД

Народная кукла

Детско-родительский образовательный проект
«Народная кукла»
для детей средней группы

Заскалина Татьяна Александровна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород

Паспорт проекта
Тип проекта: образовательный.
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Постановка проблемы: Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самая доступная детям произведение искусства.
Посмотрев, в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому учитывая значимость куклы, как игрушки для ребенка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их в дальнейшем к национальной культуре России. Знакомство с народной куклой будет способствовать развитию нравственно-патриотических качеств.
Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
Возникла проблема — познакомить детей с матрешкой, филимоновской игрушкой, тряпичной куклой как видами народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления), создание народных игрушек своими руками для украшения интерьера группы.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры; обогащение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения.

Задачи проекта:
«Физическое развитие»:
— способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости).
«Социально-коммуникативное развитие»:
— развить коммуникативные навыки детей;
— формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
— развивать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;
— воспитывать бережное отношение к игрушкам;
— воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям;
— способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.
«Познавательное развитие»:
— познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
— формировать знания о разнообразии и назначении кукол;
— развивать познавательный интерес.
«Речевое развитие»:
— обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь;
— формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи;
— активизировать в речи детей прилагательные.
«Художественно-эстетическое развитие»:
— продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей;
— развивать чувство пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга;
— уточнить представление детей о характерных элементах декора и цветосочетаниях;
— формировать умение детей создавать куклу, как знак человека, его игровой образ, символ самостоятельно, а также с помощью родителей и педагогов;
— развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе;
— развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально-положительное отношение к исполнению образных движений под музыку.

Ожидаемые результаты: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.
Родители найдут возможность принять участие в предложенных конкурсах, привлекая детей к совместному творчеству.

Задачи педагога по взаимодействию с родителями в реализации проекта:
— привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой;
— раскрыть творческие способности родителей;
— вовлечь пассивных родителей в продуктивную деятельность;
— создать условия для совместного оформления мини-музея кукол.

1. Консультации: «Народные тряпичные куклы», «Куклы в жизни ребёнка», «Давным-давно на Руси».
2. Родительское собрание «Исторические традиции в семейном воспитании».
3. Творческое задание: «Для любимой куклы» (мебель из подручных материалов).
Задачи:
— включить детей и родителей в творческую деятельность, в ходе которой благодаря общению и сотрудничеству будет происходить сближение;
— изготовление народных тряпичных кукол.
4. Проведение мастер-класса по изготовлению кукол-мартиничек.
5. Создание в группе коллекции лоскутков (совместно с родителями).
Цель: Познакомить детей с материалами, из которых делались куклы. Расширить знания о свойствах ткани.

Подготовительный этап проекта:
Поисковая работа по изучению видов русских народных кукол. Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.
Составление плана основного этапа проектирования.
Изучение сайтов с материалами по теме проекта.
Подбор и изучение методической литературы.
Подбор детской художественной литературы и иллюстраций.
Подбор дидактических игр, поиск и разработка материала.
Разработка НОД по теме.
Обсуждение и планирование проекта с родителями, выяснение возможностей.
Подбор материалов для изготовления кукол
Создание выставки образцов натуральных тканей.
Альбом «Наши любимые куклы».
Изучение технологии изготовления народных кукол.
Создание методического пособия по изготовлению народной куклы.

Основной этап:
ОО «Физическое развитие»:
Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».
Народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня»,
«У Маланьи, у старушки».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Игры: «Бумажные куклы», сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кукольное чаепитие», «Дочки-матери», «Пеленание куклы». Д/и с куклой-голышом (купание, кормление, пеленание), «Составь картинку», «Узнай по описанию», «Завяжи узелок».
Игра-ситуация «Уложи куклу спать».
Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод». Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.
Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).
Игровое упражнение «Заплети кукле косу «.

ОО «Познавательное развитие»:
Рассказ-беседа «Моя любимая игрушка.
Беседы: «Какие бывают куклы?», «Любимые игрушки русского народа», «Почему младенца или куклу-младенца называют «лялькой», «лялечкой»? «Наряды на Руси» . Этическая беседа «Культура дарить подарки».
Рассматривание книги с разными видами народного декоративно-прикладного искусства «Русские игрушки, игры, забавы» — серия «История России» С.Лаврова.
Рассматривание сарафанов и косовороток.
Рассматривание тканей и материалов, необходимых для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).
Рассматривание современных кукол.
Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
Сравнение современной куклы и куклы наших бабушек.
Презентация «Русская народная кукла».
Презентация «В мастерской народных мастеров».
Просмотр презентации «Игровые куклы»
Мультфильмы: «Приключение Буратино», «Старая игрушка», «Волшебный магазин», «Щелкунчик», «Три толстяка».

Непосредственно образовательная деятельность: « Путешествие в прошлое куклы».
Цель: Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

ОО «Речевое развитие»:
Чтение художественной литературы: «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка» Т. Кирюшатовой, «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве», сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», стихотворения: В. Шипуновой «Сонюшки-баюшки» и «Хозяюшки», народной песенки «Каляда, каляда».
Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки, поговорки, загадки.

Создание картотеки загадок о куклах.
Сочинение сказки про куклу «Бабочку».
Кукольный театр с тряпичными куклами.
Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик — на пальчик».
Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование: «Модные шляпки для куклы»,«Кукла в русском костюме», «Моя любимая кукла», «Куклы из нашего музея», «Нарисуй тряпичную куклу».
Лепка: «Девочка в сарафане», «Куклы для пальчикового театра».
Аппликация: «Сарафан для куклы», «Красивое платье для куклы».
Конструирование из бумаги: «Алёнушка», Конструирование кукол: Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня, «пеленашка», «Бабочка».
Исполнение русской народной песенки «Приди, приди солнышко».
Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…», «Весна – красна».
Музыкальные видеоклипы: «Колыбельная для кукол», «Кукла Маша».
Разучивание народных танцев.
Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных и других песен Разучивание песенок, закличек.

Заключительный этап:
Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
Организация мини-музея «Куклы».
Оформление альбомов «Куклы русского народа».
Организация выставки детских работ «Народные игрушки».
Фотоотчет об изготовлении родителями с детьми кукол дома.
Открытый просмотр занятия «Путешествие в прошлое куклы».

Анализ результативности проекта (наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями)

Используемый ресурс:

Методическая литература:

1. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007.
3. Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
4. О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь.
5. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В № 1, 2009.
6. Ирина Богданова «Сказка про куклу «Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
7. Москин Д., Яшкова Т. «Загадка народной куклы».- Петрозаводск: Периодика, 2010.
8. Лариса Яковлева «Куклы на все времена».

Детская литература:

1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. — М. : АСТ, 1998. – С. 492.
2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В № 1, 2009.
3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
5. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
6. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции», 2007.
7. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками».

Электронные (интернет) ресурсы:
1. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
2. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
3. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
4. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
5. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
6. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
7. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
8. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
9. Славянские куклы: www.liveinternet.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.