Наш красавец самовар!

                    Сценарий интегрированной досуговой деятельности

«Наш красавец самовар!»

 

 Шайтанова Нина Николаевна,

учитель – дефектолог

Ганичева Татьяна Авенировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ № 25 компенсирующего вида

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Цель: способствовать приобщению детей к русской  народной культуре, обычаям  и традициям своих предков.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, народной культуре;
  • воспитывать у детей интерес к истории своего народа.

Образовательные:

  • расширять представление детей об истории прошлого и настоящего нашей Родины;
  • способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • познакомить детей с устройством самовара;
  • учить детей чтить и уважать традиции русского народа.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей;
  • развивать у детей творческие способности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать у детей фантазию.

Вариант

  1. познакомить детей с русским обычаем встречать гостей и угощать их;
  2. вызвать интерес к русским народным традициям;
  3. активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление и воображение,
  4. Развивать зрительно-моторную координацию;
  5. развивать общую и мелкую моторику.
  6. вызвать желание понимать смысл русских народных поговорок и пословиц,
  7. запоминать их и употреблять в собственной речи, обогащать словарный запас,
  8. продолжать развивать речь;
  9. исполнять выразительно стихи, песни, танцы
  10. воспитывать чувство сопричастности с русскими обычаями и радость от того, что одеты в русские народные костюмы;
  11. создавать положительную эмоциональную обстановку.

Предварительная работа: привлечение родителей к заучиванию литературного материала; дидактические игры: «Сложи картинку», «Угадай по вкусу, по запаху», «Скажи правильно» и др.; художественно-эстетическая деятельность: аппликация «Чайная посуда», лепка «Угощение», «Чашка и блюдце», рисование «Укрась салфеточку», «Узоры на чашке», изготовление атрибутов для игр; разучивание музыкального репертуара, стихов, загадок, поговорок, пальчиковых игр, хороводов; рассматривание картин, иллюстраций, знакомство с атрибутами «русской избы», заваривание чая, его исследование и др.

Оборудование: русские народные костюмы для детей и взрослых; русские народные инструменты (деревянные ложки); чашечки с лимоном, ноутбук и проектор…

Ход развлечения:

Машенька (ребенок) и  Хозяюшка (уч. – дефектолог) сидят и скучают.

Машенька: Матушка – Хозяюшка! Почему такая грустная, не веселая?

Хозяюшка: Ой, доченька Машенька, самовар давно вскипел, а скучно пить одной чай. Хоть бы кто в гости зашел!

Машенька: А давай гостей позовем!

Просим, просим, приглашаем:

— Заходи, честной народ!

Вкусным чаем угощаем

Всех, кто нынче к нам зайдет!

Хозяюшка:

Все, кто любит вкусный чай,

Торопись, не зевай!

Не придется вам скучать:

Будем петь да плясать,

В игры разные играть!

А смешинки – сахаринки,

Будем чаем запивать!

Гармонист под музыку « Субботея» русская народная песня (запись) выводит и проводит детей в русских костюмах на кружочки

( полукруг)

Хозяюшка: давайте, поздороваемся с гостями

Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!

Песня «К нам гости пришли» музыка А. Александров, слова М. Ивенсен

Хозяюшка: проходите, друзья, присаживайтесь,

Под музыку дети проходят и садятся на лавочки.

Забегает ребенок с письмом.

Ребенок: «Письмо, письмо. Получите, письмо»

Машенька:  в нашу горницу  пришло письмо с загадками!

Хозяюшка:

Что ж, друзья, давайте так:

Мой вопрос, а ваш ответ.

Отвечайте или нет:

Кто загадки отгадает,

Тот с нами поиграет!

Загадывает загадки и детям, и отгадки появляются на экране

ЗАГАДКИ

  • Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела-

Пейте чай! Вода вскипела! (чайник)

  • Из нее мы чай попьем,

Кофе и какао,

Мы в нее воды нальем,

Если пить нам надо (чашка)

  • Круглые, да не колеса,

Горячие, да не солнце,

Не пироги, а есть их можно.

Что это? (блины)

  • Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелым (хлеб).

  • Желтый, кислый, ароматный,

В чае с сахаром, приятный.

Витаминов полон он…

Как зовут его? … (Лимон)

  • Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает (Сахар)

  • На столе, накрытом к чаю,

Испуская важно пар,

Среди блюдечек и чашек

Самый главный -…  (САМОВАР)

Хозяюшка: Правильно, это самовар. Что такое самовар? Откуда он появился? Хотите узнать об этом? На Руси – самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом доме.

Видео. Самовар чайником не заменить

Хозяюшка: И отношение к самовару  было особое, мы с вами, знаем пословицы о самоваре.

Проведем сейчас игру «Доскажи пословицу», а вы, гости дорогие, нам помогайте.

Мы с Машенькой будем начинать, а вы кончайте, дружно хором отвечайте…

Печка – матушка, а самовар… батюшка.

Чай пьешь — … до ста лет проживешь.

Чай пьёшь – … здоровье бережешь.

Чай пить — … приятно жить.

Чай пить — … не дрова рубить.

С чая лиха не бывает, … а здоровья прибавляет.

Чай усталость всю снимает — … настроенье поднимает.

Самовар кипит – уходить не велит.

Хозяюшка: Относились к самовару бережно, хранили его как домашнюю реликвию.

Машенька: А еще играли в  старинную русскую  игру «Самовар»

Игра «Самовар» под музыку русской народной песни «На столике самовар» обр. Кикты

Дети (идут по кругу, хором): Самовар, самовар!

Старый медный самовар — самовар

Может, стал ты слишком стар? – слишком стар

Все стоишь    да пыхтишь, да пыхтишь

Все никак не закипишь  — не закипишь!

Самовар (ребёнок): Что вы, что вы,    Как не стыдно

Даже слышать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,  Как сейчас рас-ки-пя-чусь!

Самовар догоняет детей.

Хозяюшка: Люди собирались за столом, на котором стоял красавец самовар, и по русской традиции пили чай с пирогами и сладостями. Ребята, а вы знаете, с чем можно пить чай?

Дети: Да!

Игра «Да – нет»

С конфетами – Да!

С букетами – Нет!

С пирогами – Да!

С сапогами – Нет!

С газетами – Нет!

С ватрушками – Да!

С подушками – Нет!

С бубликами – Да!

С пряниками – Да!

С печеньем – Да!

С вареньем – Да!

Хозяюшка: Какие молодцы! Все правильно сказали. Вижу, что вы действительно знаете, с чем люди пьют чай.

Стихи детей:

  1. Для ложек и чашек — такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.            Сергиянская Н.

  1. Ребенок:

Какой же славный стол накрыт!

И самовар давно кипит!

Хозяюшка: Давайте приготовим красивые самовары – соберем их из частей.

Игра – пазлы «Самовар» (2 команды) Звучит  музыка «Хороводный шаг» (Ладушки)

Звучит песня «Самовар» (Мы поставим самовар) — запись

Входит Самовар (воспитатель  средней группы в костюме»)

 Самовар: Здравствуйте, ребята! Вы узнали, кто я?

Я во главе стола — большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове — пыхтит с заваркой чайник,

Внутри — воды кипящая река.

Случайно не задень меня  руками:

В моей  стальной утробе — жгучий жар!

Гостей я привечаю  чаем с пирогами

Семьи поилец – русский…. самовар.

Самовар:  Нынче день такой чудесный, только б петь да танцевать,

Вот и я всех приглашаю  с  Самоваром поплясать.

Танец «Пых, пых,  самовар»  музыка Д. Тухманов (Самовар в центре, дети парами в две колонны по бокам), после танца Самовар говорит:

Самовар поет, гудит

Только с виду он сердит,

К потолку пускаю пар

Я красавец – Самовар!

Самовар: Кажется, я закипаю. Пойду на стол, чай заваривать. Как говорится, делу время — потехе час. До свиданья!

— Самовар уходит!

(Вариант:  Хозяюшка: Разделитесь, пожалуйста,  на две команды. Вам нужно зачерпнуть ведерком из колодца воды и наполнить самовар.

(Игра проводится под музыкальное сопровождение).

Хозяюшка: А теперь мы отдохнем, самовар искать начнем,

Дети за столы пройдите, и на картинках  самовар найдите.

Коррекционная игра «Зашумленные картинки» (тихо звучит музыка «Калинка» русская народная мелодия)

Хозяюшка: А пока дети работают, я Вам, гости дорогие, задам  вопросы, за ответы, вы получите пакетик с ароматным  чаем.

Вопросы: Пакетик №1.

Сколько видов чая Вы знаете? ( Чёрный, зелёный и т.д.)

Пакетик №2.

В каком чае больше витаминов? ( В зелёном).

Пакетик №3.

Как раньше назывался чай в России? (Китайская трава).

Пакетик №4.

Без чего трудно представить чаепитие в России?  (Без самовара).

Пакетик №5.

Какой чай называют русским?  ( Чай с лимоном).

Пакетик №6.

Что подают к чаю в России на масленицу?  ( Блины).

Хозяюшка: Молодцы, справились со всеми заданиями.  Машенька, давай покажем, как на Руси  готовились пить вкусный, ароматный чай из самовара.

Традиции чаепития в России.

Хозяюшка: Раньше самовар, начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике, который располагался около обеденного стола (показывает)

Маша: Заварочный чайник ставили  сверху на самовар….

Хозяюшка:  На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. ( Маша расставляет)  Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь.

Машенька: Мы гостей всегда встречаем

Все: Чаем, чаем, чаем

Машенька: Первым делом угощаем

Все: Чаем, чаем, чаем

Машенька: И в накладку, и вприкуску

Все: Пейте чай, друзья, по-русски!

Угощают детей чаем (чашки на блюдцах на подносе)звучит музыка «Пых, пых, буль, буль» (В дом заходите, всех приглашаем)

Хозяюшка: Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением. Покажите, как надо поставить чашку? (дети ставят)

Машенька:

Я хочу открыть секрет  и  полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,  Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,  Помогает от болезней!

Хозяюшка:

Самовар шумит, гостей веселит!

К самоварам подходите и красиво распишите.

Коррекционная  игра «Укрась самовар» (подарки для родителей) Звучит музыка «Пых, пых, буль, буль» (минус)

Хозяюшка: Молодцы, ребята, теперь в каждом доме будет свой красавец самовар!

Хозяюшка: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник — Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение  –

Пряник — разгоняй!

Маша: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

(Ведущие ставят перед гостями поднос с пряниками)

Звучит музыка «Пряники русские» (Кто придумал тот секрет,

точно неизвестно, детская).

Посмотреть или скачать 

Задания к НОД «САМОВАР»

Танец «САМОВАР»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.