Проект
«Наши питомцы»
для детей старшей группы
Королева Лариса Евгеньевна,
Орлова Елена Владимировна,
воспитатели МБДОУ № 50,
г. Мурманск
Актуальность:
В дошкольном возрасте идет активное познание окружающего мира. Одна из задач дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе. Одним из ведущих видов деятельности в экологическом воспитании является наблюдение за объектами природы и практическое взаимодействие с ними. Наблюдение и уход за домашними питомцами помогает ребенку познакомиться с особенностями поведения животных, воспитывает чувство заботы и ответственности.
Проблема:
Во время изучения темы «Домашние животные» мы заметили, что дети называли в числе домашних животных попугая, черепаху, хомяка, объясняя это тем, что они живут у них дома и нуждаются в заботе. Эта проблема и вызвала к жизни наш проект «Домашние питомцы». Проектная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.
Участники: дети, педагоги и родители старшей группы МБДОУ №50.
Цели: воспитывать внимательное отношение к животным; формировать стремление оберегать их, проявлять заботу; развивать чувство ответственности за жизнь домашних питомцев.
Задачи:
1) расширять знания детей о животном мире,
2) дать представления о потребностях животных, условиях для их роста и развития;
3) познакомить с особенностями содержания животных в домашних условиях;
4) воспитывать чувство сопереживания ко всему живому, ответственного отношения к братьям нашим меньшим.
Предполагаемый результат:
В результате проекта дети узнают особенности жизнедеятельности животных в условиях дикой природы и в неволе, а также получат представления о взаимоотношениях человека и животного, об ответственности человека за животных, которых он приручил.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, мы составили поэтапный план.
1 этап (подготовительный):
Он включает в себя подбор методической и детской литературы, иллюстраций, вовлечение родителей в проектную деятельность, через объявление и индивидуальную беседу. При составлении плана реализации проекта были подобраны формы и методы работы: определены темы занятий и бесед, проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания, экскурсии и другие. План работы по проекту охватывает все образовательные области программы.
2 этап (практический):
Знакомство с животными проходило в различных формах:
— специально-организованные наблюдения;
— дидактические игры;
— экскурсия в живой уголок детского сада;
— организация совместной деятельности взрослых и детей;
— продуктивные виды деятельности;
— самостоятельная деятельность в группе, где имеются атрибуты и созданы условия для сюжетно-ролевых игр, в которых дети на практике применяют полученные знания.
«Социально-коммуникативное развитие»
Содержание деятельности:
— д/игры: «Мама, папа, я», «Назови ласково», «Один и много», «Чей дом?», «Угощение для зверей», «Что будет, если..»;
— сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Ветеринарная лечебница»;
— драматизация сказки «Как старик корову продавал».
«Познавательное развитие»
Содержание деятельности:
— наблюдение за кроликом, аквариумными рыбками, попугаями в вольере;
— экскурсия в Океанариум, на страусиную ферму, в зоомагазин.
«Речевое развитие»
Содержание деятельности:
— В. Дмитриева «Малыш и Жучка», С. Городецкий «Котенок», Л. Толстой «Лев и собачка», К. Паустовский «Кот-ворюга», инд. нар. сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», Н. Носов «Живая шляпа», рус. нар. сказка «Хаврошечка»;
— составление описательных рассказов по картине «Лошадь с жеребенком» и рассказывание из личного опыта «Мой любимец» о своем домашнем питомце.
«Художественно-эстетическое развитие»
Содержание деятельности:
— лепка «Поросята» (соленое тесто), «Кролик», «Котята», «Щенок», «Пограничник с собакой», «Зоопарк для зверей»;
— рисование «Усатый-полосатый», роспись петуха;
— составление альбома «Коровушка-матушка»;
— аппликация «Кто пасется на лугу», «Рыбки в аквариуме»;
— выставка рисунков «Наши домашние животные».
«Физическая культура»
Содержание деятельности:
Беседы о правилах общения с животными (ОБЖ):
— Когда собака бывает кусачей?
— Умеешь ли ты обращаться с животными?
— Домашние животные бывают опасны.
Беседы:
— Молочные продукты.
— От яйца до шерсти.
— Где бывают витамины?;
— П/и «Кот на крыше», «Гуси-лебеди», «Мыши в кладовой», «Волк и ягнята», «Лиса в курятнике», «Птички и кошка», «Котята и щенята», «Петушиные бои».
3 этап (заключительный)
Форма презентации проекта: оформление фотовыставки «Наши маленькие друзья», выставки детских рисунков, электронная презентация «Наши питомцы».
Итог: в ходе реализации разработанного проекта дети приобрели новые знания о домашних питомцах, а также о правилах безопасного поведения и общения с животными. Было достигнуто главное — дети не только получили знания о многообразии животных, их особенностях, питании, детенышах, но и на практике непосредственно взаимодействовали с природными объектами. У них повысился уровень познавательной активности, любознательности, самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков.