Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОУ должна базироваться на личностно-развивающем взаимодействии педагога и детей. В связи с данным принципом, основной формой организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма личностно-развивающего взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

В музыкальном развитии дошкольников образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность), а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической), так и на интеграцию этих видов, но на одном тематическом содержании (например, тема «Осень» или «Путешествие»).

Основой для образовательных ситуаций могут быть:
— проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
— музыкальные упражнения и дидактические игры;
— задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).

В начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.

В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.

В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются 2 вида образовательных ситуаций:
1. Предметно-игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:
— способствующие воспринимать произведения для слушания;
— используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
— созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
— побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
— побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

2. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.
В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей — через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит:
— формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
— систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
— развитие творческих способностей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

10 комментариев к записи “Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников”

  1. Татьяна.:

    Большое спасибо за материал!

  2. Любовь:

    Уважаемая Белла Геннадьевна.Помогите пожалуйста. Мне в этом году предстоит аттестация на высшую категорию, а я никак не могу определиться с темой. Хочется что-нибудь новое,не заезженное, интересное.Можно ли взять как тему «Образовательные ситуации в музыкальном развитии воспитанников» и как правильно ее сформулировать. Заранее огромное спасибо.

    • admin:

      Любовь, надо бы конкретизировать тему. Можно так:
      1. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством проблемно-игровых образовательных ситуаций.
      2. Формирование музыкально-ритмического опыта воспитанников в процессе игровых обучающих ситуаций.
      3. Развитие творческой самостоятельности воспитанников в музыкально-игровых образовательных ситуациях.
      Вы можете изменить мои формулировки, взяв начало от одного предложения, а окончание — от другого.

  3. Любовь:

    Большое спасибо за подсказку. Темы интересные. Если можно попросить Вас проверить цель и задачи , после того как я их для себя сформулирую. Заранее спасибо.

    • admin:

      Любовь, как сформулируете, то присылайте, проверю.

  4. Любовь:

    Уважаемая Белла Геннадьевна. Нужен Ваш совет. Ситуация такая: мы в ДОУ разработали Основную образовательную программу, на ее основе сделали свои рабочие, учебный план и т.д. В этом году оплатили комплект методической литературы к ФГОС, получили его. И теперь руководство утверждает, что мы должны переделать всю документацию в соответствии с календарно -тематическим планированием какое дано в литературе, что нужно все программы менять в соответствии с полученной литературой, начиная с тематического планирования. А я считаю, что в книгах просто предлагается возможное планирование, что например, у меня есть своя рабочая программа и я могу работать по ней ( она составлена в соответствии требований ФГОС).Объясните, пожалуйста.

    • admin:

      Любовь, Вы и правы, и не правы одновременно. Вы, конечно же, знаете, что каждый д/сад должен работать по РАЗРАБОТКАМ той программы, на основе которой написана детсадовская программа. Да, в документации педагога могут быть отступления от оригинала и творческие вариации. Но, с методической точки зрения и в случае проверок (что немаловажно) должны быть единые требования и единая структура написания документации. У Вас может быть своя структура плана, но сможете ли Вы доказать, что она также методически грамотна и не противоречит основной программе? А возьмут ли на себя ответственность за Вас старший воспитатель и заведующая при проверке, будут ли они защищать Вашу индивидуальность и творчество при написании плана?

  5. Любовь:

    Здравствуйте , Белла Геннадьевна. Большая просьба, если Вам не трудно, посмотреть формулировку задач по теме « Развитие музыкальных способностей и познавательного интереса детей 6-го года жизни через использование компьютерные технологии» Заранее большое спасибо
    Цель педагогической деятельности: Развитие музыкальных способностей и познавательного интереса старших дошкольников через использование компьютерных технологий»
    задачи :
    Обучающие
    1. Формировать познавательную потребность детей в приобщение к истокам мировой и русской народной культуры, расширить знания о мировой классической музыке, творчестве композиторов — классиков, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства через использование компьютерной технологии и.
    2.Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о музыке , вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска
    3.Формирование познавательной мотивации дошкольников , новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности через использование компьютерных технологий.
    4. Систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
    — развивать творческие способности
    — разнообразить приемы подачи познавательной информации.
    Развивающие
    1.Развивать эмоциональную сферу детей, способствовать удовлетворению их эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
    2.Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.

    Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
    Воспитывать готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников, справедливо решать споры.
    Воспитывать стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда

    • admin:

      Любовь, у Вас очень огромная тема (музыкальные способности, познавательный интерес, да еще ИКТ). Изначально эту тему трудно реализовать, даже если что-то убрать. Если убрать познавательный интерес, то не все музыкальные способности можно развить посредством ИКТ. А если убрать муз способности, то получится тема не для муз.руководителя.
      Я бы посоветовала такую формулировку: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе различных видов музыкальной деятельности.
      Насчет задач. У Вас в каждой задаче включено несколько маленьких задач. Зачем? Не нужно стараться объять всё.
      В обучающих задачах оставьте только задачу под номером 3 и в самом начале вставьте задачу про «создать условия…». то есть будет две обучающие задачи.
      В развивающих останется задача № 1.
      В воспитательных оставить задачу № 1.
      И прочтите, пожалуйста, статью про формулировку задач, может пригодится. Вот ссылка
      http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

  6. Любовь:

    Огромное спасибо за совет!!!