Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Из опыта работы

«Организация индивидуальной работы по формированию

элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»

 

Парфёнова Светлана Александровна,

Алексеева Ольга Александровна,

воспитатели МАДОУ № 35,

 г. Апатиты

 

Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. Во все времена российских и зарубежных педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы воспитателю помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники добились высоких результатов в усвоении программных задач, имели познавательную мотивацию, проявляли самостоятельность, активность, инициативу  в общении и деятельности. Этого результата невозможно достичь, опираясь только на специально организованную образовательную деятельность. Необходимы индивидуальные занятия.

В октябре этого года мы приступили к работе с новым составом детей.  В ходе педагогического  наблюдения и проведенного мониторинга заметили, что счетные навыки некоторых воспитанников  развиты недостаточно. У других же, наоборот – с опережением программных задач.  Именно на этом мы сделали акцент в своей работе. В ходе организованной деятельности уделить должное внимание всем детям очень трудно. И  чтобы помочь детям в усвоении программного материала, развить их интерес  к занятиям по ФЭМП мы ежедневно проводим индивидуальные занятия с воспитанниками.

Математика — наука фундаментальная…, набор абстрактных форм, математических структур. Как же эту «сухую» науку сделать увлекательной для дошкольников? Конечно, через игру! Ребенок-дошкольник находится во власти эмоциональных проявлений. Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом, повышают эффективность решения различных задач. Активное развитие любознательных качеств в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий.

Для того, чтобы у ребенка возникало желание выполнить задание, мы подготовили дидактический материал, соответствующий возрасту воспитанников – пособия и игры, многие из низ изготовлены своими руками.

Математическая игра-тренажер «Играй и считай!» представляет собой несколько отдельных игр (счетных полос) от 1 до 5 и от 1 до 10, выполненных из фетра. На лицевой стороне изображены картинки (5 или 10 и соответствующая цифра), на оборотной – цифры (от 1 до 4 или от 1 до 9). Во время игры ребенку предлагается посмотреть, кто же будет играть с ним, обследовать фигурки пальчиками. Перевернув игру, знакомим с цифрами, даем возможность так же обследовать их.

Цель игры-тренажера: формирование счетных навыков у дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о последовательности чисел в пределах 10.
  2. Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10).
  3. Формировать умение определять последующее и предыдущее число к заданному.
  4. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
  5. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения.
  6. Способствовать развитию интереса к математической деятельности посредством активизации положительных эмоций.

Инструкция к игре-тренажеру «Играй и считай!». Ребенку предлагается посчитать, сколько птичек/рыбок будет играть с ним в прятки. «Смотри, перед нами 5 птичек, а это цифра 5 (показываем). Одна птичка решила спрятаться (заворачиваем край полоски). Спряталась! Посчитай, сколько птичек осталось? А вот и цифра 4 появилась!». Аналогично по очереди прячутся все птички, полоска постепенно сворачивается полностью. Таким образом, закрепляем обратный счет. Затем полоска разворачивается. И птички появляются одна за другой. Для закрепления количественного, порядкового счета спрашиваем: «Сколько птичек будет играть с нами в прятки?», «Какая по счету птичка спряталась?».

Используем в своей работе разнообразный подручный материал. Игры с пуговицами, киндер-игрушки, счетные палочки  помогают развивать не только счетные навыки, но и ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Авторская игра «Подбери мышке украшение». Игра выполнена из бросового материала:  мышки – обвязанные киндер-капсулы, хвост – шнурок, украшения — разноцветные пластиковые крышечки с отверстиями.

Инструкция: «Мышки, собираясь на праздник, украшают свой хвостик бусинами. Мышка в зеленом платье выбрала для себя вот такие бусы (воспитатель показывает ребенку карточку – схему). Помоги мышке нарядиться».  Во время игры дошкольники закрепляют навыки счета. Помимо этого, упражняются в работе с карточками – схемами, учатся выполнять задания по образцу, закрепляют основные цвета.

Фетровый театр «Три поросенка». Придумывая различные сюжеты, воспитатель предлагает ребятам задания на сравнение групп предметов,  способствует усвоению детьми математического понятия «Столько – сколько».

Дети 4-5 лет знают еще не все цифры, называют или узнают лишь некоторые из них. Определенные трудности возникают, когда результат счета надо обозначить цифрой с необходимым количеством предметов. Для решения этой проблемы изготовили цифры из бумаги, картона, фетра, на магнитах. Такие дидактические игры, как «Узнай цифру на ощупь», «Назови имя цифры», «Раскрась цифры» пробуждают в дошкольниках интерес к математической деятельности, в игровой форме помогают сформировать представление о цифрах.

Привлекательный и яркий, побуждающий положительные эмоции, весь дидактический материал в группе находится в полной доступности детям.

Считаем, что индивидуальные занятия с дошкольниками предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым. Для достижения положительного результата нам помогают такие педагогические приемы, как объяснение, подсказка, поощрение. Нетравмирующая положительная оценка  подкрепляет  стремление ребенка что-то сделать, узнать.

При работе с неуверенными детьми создаем «ситуацию успеха», предвосхищение ситуации. Накануне занятия мы знакомим их с новым материалом,  тем самым  повышаем  активность ребенка в ходе образовательной деятельности, способствуем развитию чувства уверенности в себе.  Самооценка повышается, появляется осознание собственной ценности.

Для детей, идущих с опережением программы, мы предлагаем задания повышенной сложности, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Индивидуальная работа с детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Поэтому своим воспитанникам предлагаем разнообразные игровые задания во время прогулок: «Посчитайте, сколько птичек в кормушке?»; «Пять ребят будут кататься с горки, сколько нужно для этого ледянок?». В ходе сюжетно-ролевых игр: «Постройте столько гаражей, сколько машин к вам приехало»; «Постройте домик, в котором будет 3 этажа». Дежурным по столовой необходимо накрыть стол на определенное количество персон и т.д.

Оформляем для родителей воспитанников информационные стенды «Наши достижения ИЛИ Чему мы уже научились», «Что необходимо повторить и закрепить дома». Проводим индивидуальное консультирование родителей, рассказывая об успехах или затруднениях детей, нацеливая на сотрудничество.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.