Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений

     Из опыта работы

  «Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений»

 

Мильбергер Александра Анисимовна,

старший воспитатель МБДОУ № 7,

Зеленцова Елена Альбертовна,

 педагог-организатор МБДОУ № 7,

  пгт.Никель Мурманской обл.

 

Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных жизненных ориентиров.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Основной целью педагогической концепции диалога нашего детского сада и семьи является создание единого пространства семья — детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Для достижении данной цели наш коллектив поставил перед собой задачи:

  • изучение семьи и ее индивидуальных особенностей;
  • формирование потребности в субъектной позиции родителей в развитие детей;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Каждый педагог нашего ДОУ работает таким образом, чтобы родитель смог:

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

В  нашем детском саду с 2014 года организована работа Центра Игровой Поддержки Ребенка и Консультационного Центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования и на протяжении многих лет работает Родительский клуб «Семья»

Что дает ЦИПР родителям?

ЦИПР – это возможность:  

  • получения компетентной помощи по сложным вопросам воспитания и развития;
  • наблюдения за детьми в рамках целенаправленно созданного социального взаимодействия со сверстниками;
  • обмена, пусть небольшим, но уже опытом воспитания ребенка;
  • получения необходимых родителям педагогических умений и навыков.

Мы создали модель  игрового взаимодействия – диаду (двоица) — единство, образуемое двумя раздельными членами или частями. Одна часть-это «Мать  — Отец — дитя» а вторая «Педагоги ДОУ». Это взаимодействие происходит через:

  • Игры , стимулирующие положительные эмоции;
  • Игры, привносящие в общение новизну и остроту ощущений;
  • Игры, стимулирующие подражание;
  • Игры, стимулирующие речевое развитие;
  • Игры на развитие чувства доверия;
  • Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания.

Совместно с родителями были разработаны правила поведения родителей в ЦИПРе:

  • Не высказывать во время встречи с семьей оценочных суждений;
  • Подчеркивать достижения и успехи ребенка;
  • Не использовать профессиональных терминов;
  • Включать в беседу родителей, не вести профессиональный диалог между собой, специалисты обмениваются информацией только через высказывания, обращенные к родителям.

В годовом плане ЦИПР отражены различные формы работы по формированию родительской компетентности:

  • семинары «Как подготовить ребёнка к детскому саду»;
  • мастер-классы по развитию движений, музыкальному развитию, познавательной деятельности и др.;
  • индивидуальные и групповые консультации со специалистами ЦИПР «Особенности физического и психического развития детей раннего возраста», «развитие творческих способностей у детей раннего возраста», «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» и т.д.;
  • тренинги «Развитие ребёнка раннего возраста», «Курочка Ряба», «Теремок», «Самолёты» и т.д.;
  • презентации «Адаптация ребёнка в детском саду»;
  • встречи и беседы по вопросам развития детей «Как стимулировать речевое развитие ребёнка от 0 до 3 лет», «Как подготовить ребёнка к детскому саду», «Как справиться с непослушным ребёнком» и т.д.

 Вошли в традицию праздник Осени, День матери, «Здравствуй, здравствуй новый год», празднование 8 марта. В феврале 2016 года впервые была проведена неделя семейного творчества родителей «Развивающая игрушка своими руками». Эта форма работы вызвала большой отклик со стороны родителей: они прочитали литературу, изучили интернет-пространство, делились опытом друзей и знакомых. Не только мамы, но и папы принимали участие в изготовление игрушек своими руками, готовили презентацию своей игрушки, а потом все вместе увлеченно играли. В конце недели была организована выставка игрушек для всех желающих педагогов и родителей. Такие нетрадиционные методы работы в значительно степени способствуют повышению родительской компетентности, сплочению коллектива, позволяют посмотреть на процесс развития ребенка гораздо шире. А награждение участников конкурса в различных номинациях обеспечивает положительные эмоции и гордость за проделанную работу.

В конце учебного года мы предлагаем родителям заполнить анкету «Вот и год прошел…», где они могут высказать свои впечатления от посещения ЦИПРа, отметить наиболее запомнившиеся моменты, вопросы, которые удалось решить благодаря общению с педагогами Центра. Обратная связь позволят оценить эффективность проведенной работы, скорректировать план работы на следующий год.

Немаловажным результатом сотрудничества с родителями является совместное составление прогноза дальнейшей адаптации ребенка к условиям ДОУ, которое проводится в апреле-мае. Этот вид работы включает в себя беседу с каждым родителем, а также анкетирование, позволяющее определить психолого-педагогические параметры готовности поступления малыша в детский сад Таким образом, можно составить рекомендации родителям с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, тем самым значительно снизить процент тяжелой адаптации детей к детскому саду.

Родители общаются в Центре игровой поддержки ребенка не только с педагогами и специалистами детского сада, но и друг с другом. Они учатся взаимодействовать с малышом, узнают его особенности и перспективы развития, по-новому смотрят на сам процесс воспитания и развития, понимая, что возможности маленького человека – огромны. А вместе с мамой и папой они  – безграничны!

В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих  дошкольные образовательные учреждения на базе нашего учреждения действует консультативный пункт (КЦ).

Главной целью КЦ для родителей, чьи дети не посещают детский сад является обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, а именно:

  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • выравнивание стартовых возможностей детей не посещающих ДОУ, при поступлении в школу;
  • обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому.

Основные задачи консультационного центра:

  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания. Обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;
  • диагностирование проблемных зон в развитии ребёнка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих образование в форме семейного образования;
  • осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках деятельности КЦ;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих образование в форме семейного образования.

Работа КЦ строится на основе учёта запросов родителей и имеет гибкую систему. В КЦ были организованы:

  • лектории «Воспитание детей от 2 месяцев до 7 лет», «Обучение и развитие детей от 2 месяцев до 7 лет» и др.;
  • консультации «Адаптация ребёнка в детском саду», «Возрастные особенности детей» и др.;
  • семинары «Как подготовить ребёнка к детскому саду», «Как подготовить ребёнка к школе» и др.
  • коррекционно-развивающие работы с детьми.

Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении нескольких лет работает семейный клуб “Семья»”, занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Работа родительского клуба стала составной частью системы образования и воспитания детей в нашем детском саду. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Основными задачами работы семейного клуба являются:

  • объединение усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
  • ориентирование родителей в вопросе подготовки детей к школе;
  • гармонизирование детско-родительские отношения.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

  • круглый стол;
  • тренинги;
  • практикумы;
  • решение педагогических ситуаций;
  • обмен опытом семейного воспитания;
  • видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
  • организация совместной деятельности детей и родителей.

Педагоги стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Разработаны  Правила поведения родителей на заседаниях родительского клуба:

  • на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
  • контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  • принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  • быть естественными, открытыми, раскрепощёнными;
  • быть активным участником в работе клуба.

Одними из самых интересных и посещаемых мероприятий в 2015 — 2016 году стали организация совместной деятельности детей и родителей:

  1. «БЕБИспорт»
  2. «Радость общения»

«БЭБИспорт»

На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.

 «Радость общения»

Педагог-психолог на занятиях применяет разнообразные психологические игры,  с использованием дыхательных элементов, различного рода движений, воображения, различных подручных средств – ткани (материи), ленты, коробки, губки, бумага, вата, салфетки, крупы, тесто. Результатом занятий – это снятие у ребенка напряжения, агрессивности, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

Благодаря таким занятиям  налаживается взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Семья и детский сад, как первая ступень образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Поэтому педагоги нашего коллектива находятся в постоянном поиске новых, эффективных форм взаимодействия с родителями.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.