Особенности развития предметно-делового общения у детей первого года жизни

Методические материалы

«Особенности развития предметно-делового общения

у детей первого года жизни»

 

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл

 

Во втором полугодии жизни сосредоточением интересов ребенка становится предметное окружение во всем его многообразии. Малыш познает окружающий мир предметов, активно действуя с ними. Он пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться, будь то игрушка, картина на стене, телефон книга или серьги в ушах взрослого. Манипулятивные действия ребенка на протяжении второго полугодия усложняются и становятся все более разнообразными.

Он активно использует ориентировочные действия (трогает, лижет, царапает, рассматривает, ощупывает, вертит в руках). Или  совершает манипуляции с предметом (постукивает, бросает и поднимает, размахивает, двигает в различных направлениях и т.д.). Такие действия называются неспецифическими, так, как  ребенок проделывает их с любым предметом, независимо от его физических свойств и функций.

Постепенно малыш научается действовать двумя и более предметами, пользуясь обеими руками. Ребенок катает круглые предметы (мяч, шарик, катушку), растягивает резинку, сжимает резиновые игрушки, извлекая из них звук, вынимает из коробки и вкладывает в нее мелкие предметы, расчленяет и соединяет детали предметов. Эти действия называются специфическими.

К концу первого года ребенок начинает осваивать особый класс специфических действий с бытовыми предметами (ложка, чашка, расческа). Данными действиями он не может овладеть самостоятельно, так как культурные способы использования предметов не вытекают прямо из их физических свойств. Только во взаимодействии со взрослыми ребенок может получить образцы культурных действий – есть ложкой, пить из чашки, расчесывать волосы расческой и т.д.

Совершая самостоятельно разнообразные действия с предметами, ребенок знакомиться с их различными свойствами, постигает причинно-следственные связи между своими действиями и их последствиями (ударяет по столу кубиком – слышит звук, выпускает из рук ложку – она падает, мнет и рвет бумагу – она шуршит и изменяет форму). Так в процессе предметно-манипулятивной деятельности развиваются познавательные процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и расширяются представления ребенка о мире вещей. Опыт самостоятельных действий с предметами порождает переживание младенцем себя как субъекта деятельности. Это отражается в появлении уверенности в своих действиях, настойчивости в достижении желаемой цели (завладеть игрушкой, почеркать карандашом, вынуть из ботинка шнурок и т.д.), в отстаивании права на выбор желаемого действия.

Таким образом, новая предметно-манипулятивная деятельность, которая па этом этапе выдвигается на положение ведущей, определяет познавательное и личностное развитие ребенка.

Малыш, активно стремящийся действовать с предметами, становится на новую позицию по отношению ко взрослому. Их общение приобретает ситуативно-деловую форму. Младенец по-прежнему нуждается в доброжелательном внимании взрослого, но этого ему уже недостаточно. Теперь ребенок видит во взрослом не только источник любви и ласки, но и соучастника, помощника в действиях с предметами, носителя образца действий. Взрослый по-прежнему является неиссякаемым источником внешних впечатлений для ребенка, но теперь в центре внимания находятся предметы в руках взрослого и его действия с ними. Ребенок с интересом наблюдает за действиями взрослого, присоединяется к ним и пытается подражать, побуждает взрослого приблизить недоступные предметы, повторить понравившееся действие. Содержанием общения становятся предметные действия.

Стремление ребенка к совместной со взрослым деятельности делает необходимым обогащение средств общения. Помимо экспрессивно-мимических проявлений, которые во втором полугодии обогащаются гаммой отрицательных эмоций (недовольство, обида, гнев), ребенок начинает использовать предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты (приближение или удаление, протягивание и вручение предметов, изображение действий). Использование взрослыми речи в совместных действиях обостряет у ребенка необходимость в ее понимании и активном овладении словом.

Во втором полугодии жизни ребенок уже четко различает окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое» общение, со знакомыми предпочитает только «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, малыш преодолевает боязнь, что активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.

К концу первого года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной игры. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий – это первые проявления детской личности в период «кризиса первого года».

Отклонения и задержки в развитии ребенка во втором полугодии жизни, вызванные неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении.   В условиях дефицита общения со взрослым развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами; задерживается овладение культурно-фиксированными  способами действий. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом отсутствует. Малыш, испытывающий дефицит общения с первых месяцев жизни, и во втором полугодии предпочитает эмоциональные контакты со взрослым «деловому» общению. Если же взрослые предпочитают не вступать в ситуативно-деловое общение с ребенком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то малыш испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует первым общение, предпочитая индивидуальную манипулятивную деятельность с предметами.  Ребенок также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не реагирует на его оценку, не принимает помощи. Вследствие этого личностное и интеллектуальное развитие ребенка задерживается.  Такой ребенок плохо понимает речь взрослого, и сам не использует лепет как средство общения, не ориентируется на оценку взрослого, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не отстаивает свое право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении к концу первого года часто проявляется в капризах, непослушании во время режимных процедур.

Основными параметрами развития  общения во втором полугодии жизни являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействию взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение и предпочитаемая форма общения.

Инициативность ребенка в общении отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к совместной деятельности, разделить радость и огорчение и т.д. Инициативность ребенка проявляется в обращениях ко взрослому по разным поводам:

  • достать недосягаемый предмет (упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);
  • повторить интересное действие с игрушкой (завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);
  • побудить взрослого к желаемому взаимодействию (доставать из коробки и отдавать ребенку игрушки, брать и складывать их обратно);
  • оказать помощь при затруднении (открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек, и т.д.);
  • в поисках сопереживания, защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчение);
  • с целью получения оценки своих действий (сняв кольцо пирамидки, выжидающе посматривает, заглядывает в глаза).

При этом ребенок использует разнообразные средства общения:

Экспрессивно-мимические: положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления.

Предметно-действенные: жесты, локомодации, действия с предметами и изображения действий.

Например, ребенок подползает ко взрослому, указывает на волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая действия взрослого, заводящего игрушку. Малыш начинает осваивать предречевые средства общения  лепет, первые слова. Владения средствами общения отражает коммуникативный опыт ребенка. Если взрослые недостаточно общаются с ребенком (не дают образцов коммуникативных средств, не проявляют чуткости), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны. Отсутствие инициативности или ее низкий уровень могут свидетельствовать о задержке в развитии общения вследствие эмоциональной депривации, уходящей корнями в первое полугодие жизни.

Чувствительность к воздействию взрослого отражает желание и готовность ребенка воспринять воздействия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения взрослого (берет предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), а также в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями взрослого. Наряду с отсутствием инициативности отсутствие чувствительности может служить признаком задержки психического развития. Если у ребенка отсутствует чувствительность к воздействию взрослого при наличии инициативности, то это может свидетельствовать о задержке ребенка на этапе ситуативно-личностного общения и отсутствии опыта ситуативно-делового общения со взрослым.

 Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствие от общения, желание его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от общения. Отсутствие или низкая вовлеченность в общение свидетельствуют о сниженном эмоциональном тонусе у ребенка, ощущении дискомфорта и обычно сопровождаются отсутствием инициативности в общении. Это показатель эмоционального неблагополучия ребенка, которое связано с каким либо заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях со взрослыми.

Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности, характер предыдущего коммуникативного опыта. Ребенок, у которого сформирована, но недостаточно удовлетворяется потребность во внимании и доброжелательности взрослого, преимущественно стремиться к ситуативно-личностному общению так же, как и ребенок, у которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. Малыш, у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, обычно стремится к ситуативно-деловому общению. Ребенок, имеющий недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, чаще предпочитает одиночную манипулятивную деятельность с предметами. Малыш, имеющий богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое общение и с удовольствием играет самостоятельно.

До 7 месяцев предпочтение ребенком ситуативно-личностного общения считается нормальным, если при этом он обнаруживает интерес и к ситуативно-деловому общению. С 7 до 9 месяцев нормальным считается предпочтение ситуативно-делового общения или переходная форма (достаточный уровень развития ситуативно-личностного общения сочетается с наличием отдельных характеристик ситуативно-делового общения). После 9 месяцев в норме обычно ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, хотя охотно включается и в ситуативно-личностное, особенно с близкими взрослыми.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.