Перспективный план познавательных занятий по астрономии

Перспективный план
познавательных занятий по астрономии
с детьми старшего дошкольного возраста

Криволапова Елена Александровна,
ЧДОУ «Детский сад № 99 ОАО «РЖД»,
г. Новороссийск, Краснодарского края

СЕНТЯБРЬ
Тема ««В гостях у гнома астронома»

Формы работы:
— игровое задание;
— игра-моделирование;
— словесная игра «Земля-космос».
Задачи:
— познакомить детей с космосом, наукой Астрономией, Вселенной, простейшими астрономическими явлениями;
— способствовать самостоятельному поиску знаний через экспериментальное моделирование.
Содержание:
— игровое задание «Что есть у гнома астронома?»;
— опыт «Что выше неба?»;
— разгадывание астрономических загадок;
— рассматривание иллюстраций.
Развивающая среда:
— листы картона голубого, синего, фиолетового и черного цвета, фигурки облаков, иллюстрации астрономов, астронавтов, Вселенной, иллюстрации по теме «Астрономические явления».

Тема «В стране Солнца»

Формы работы:
— игра « Звезды на небе»;
— решение логической задачи;
— опыт;
— наблюдение за звездным небом с помощью цифрового планетария.
Задачи:
— закрепить знания детей о Солнце;
— дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
— развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
Содержание:
— рассказ легенды о созвездии Большой медведицы;
— решение логической задачи «Почему все звезды разные?»;
— опыт «звезды светят постоянно?».
Развивающая среда:
— карта звездного неба, иллюстрация созвездий Большой медведицы, конверты, фонарики, ¼ картонного листа с проделанными в нем отверстиями.

ОКТЯБРЬ
Тема «Созвездия»

Формы работы:
— познавательный рассказ воспитателя;
— игровые задания;
— интерактивная игра.
Задачи:
— формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями;
— познакомить детей с созвездиями Большой и Малой медведицы, с другими созвездиями;
— развивать конструктивные способности, память, мышление.
Содержание:
— «Нарисуй по точкам»;
— «Найди самые яркие созвездия», «Узнай и назови созвездия», «Собери созвездие».
Развивающая среда:
— карточки с контурами созвездий, карта с мифологическими созвездиями, звездочки для составления созвездий, игра для интерактивной доски «Узнай созвездие».

Тема «Тайны звездного неба»

Формы работы:
— игровые задания.
Задачи:
— продолжать знакомить детей с созвездиями;
— ввести понятие «гороскоп»;
— упражнять в выделении признаков объектов;
— развивать ассоциативное мышление
Содержание:
— рассматривание карты звездного неба;
— игровое упражнение «Расскажи о себе» (по знаку зодиака);
— графическое упражнение «Соедини по точкам» ( знаки зодиака).
Развивающая среда:
— плакат «Созвездия», карта звездного неба, иллюстрации знаков зодиака.

НОЯБРЬ
Тема «Звезда по имени Солнце»

Формы работы:
— занятие «Как Солнце по небу путешествует».
Задачи:
систематизировать представление детей о Солнце, как звезде — источнике тепла;
— установить влияние Солнца на смену дня и ночи, времен года;
— вызвать эмоциональный отклик у дошкольников на исследовательскую деятельность.
Содержание:
— опыт «День-ночь»;
— игра по технологии ТРИЗ «Солнце: хорошо-плохо»;
— малоподвижная игра «День-ночь»;
— игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»;
— опыт «действительно ли Солнце греет?».
Развивающая среда:
— глобус, фонарик, два домика из бумаги с разным цветом крыш.

Тема «Планета Земля, — какая она?»

Формы работы:
— эвристическая беседа.
Задачи:
— систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля;
— побуждать детей к активной мыслительной деятельности.
Содержание:
— рассуждение «Что нужно для жизни на Земле? игра «Год и сутки»;
— решение проблемного вопроса «Чем мы можем помочь нашей планете?».
Развивающая среда:
— глобус, шапочки для детей Солнца, Земли, модель солнечной системы.

ДЕКАБРЬ
Тема «Семья Солнца»

Формы работы:
— мастер-класс «Планеты, стройся по порядку!».
Задачи:
— сформировать представления детей о количестве планет Солнечной системы, их особенностях;
— развивать способность детей моделировать Солнечную систему с помощью макетов планет.
Содержание:
— игра-моделирование;
— малоподвижная игра «Планеты, стройся по порядку!».
Развивающая среда:
— установка «Солнечная система», макеты планет, шапочки планет для детей, игра для интерактивной доски «Путешествие по планетам».

Тема «Путешествие в космос»

Формы работы:
— мастер-класс.
Задачи:
— систематизировать имеющиеся знания у детей о космических объектах Вселенной: Луне, Солнце, планетах солнечной системы;
— создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.
Содержание:
— игра «Путешествие на планеты»;
— опыт «Далеко-близко».
Развивающая среда:
— карта «Солнечная система», набор «Планеты», настольная лампа.

ЯНВАРЬ
Тема «Царица ночи»

Формы работы:
— игровое задание «Луна и Солнце»;
— решение проблемной ситуации «Меняет ли Луна свою форму?».
Задачи:
— способствовать выявлению детьми свойств Луны как небесного тела – спутника Земли;
— формировать умение определять отличия и сходство свойств Луны и Солнца;
— развивать у детей умение использовать экспериментальное моделирование для определения фаз Луны.
Содержание:
— опыт «Секреты Луны»;
— игровое задание «Наоборот».
Развивающая среда:
— мяч, фонарик, глобус, иллюстрации «Фазы Луны», Мультфильм «Незнайка на Луне».

ФЕВРАЛЬ
Тема «Исследование космоса»

Формы работы:
— просмотр презентации.
Задачи:
— формировать знания детей о становлении космонавтики, о первых полетах в космос, первом в мире космонавте Ю. Гагарине, конструкторе ракет Королеве, космических станциях и их значениях в освоении космоса.
Содержание:
— д/и «Космические обитатели» (Вьетнамская игра»).
Развивающая среда:
— портреты ученых, космонавтов.

Тема «Средства передвижения в космосе»

Формы работы:
— просмотр презентации.
Задачи:
— познакомить детей со средствами передвижения в космосе: ракеты, лунный модуль, луноход;
— рассказать, для чего нужна каждая машина;
— развивать интерес к космической технике.
Содержание:
— рассматривание иллюстраций, вопросы к детям;
— дидактическая игра «Соберем ракету» (разрезные картинки).
Развивающая среда:
— иллюстрации средств передвижения в космосе, разрезные картинки с рисунком «ракеты», «Космос в картинках».

МАРТ
Тема ««Экология космоса»

Формы работы:
— решение проблемных ситуаций.
Задачи:
— смоделировать с детьми ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе, способы их устранения.
Содержание:
— игра «Ты – исследователь»;
— игры-рассуждения «Что может произойти если…».
Развивающая среда:
— иллюстрации «Взрывы космической техники», «Космический мусор», озоновый слой.

АПРЕЛЬ
Тема ««Поехали!». Юрий Алексеевич Гагарин.

Формы работы:
— просмотр фильма «Мы летим в космос».
Задачи:
— систематизировать знания детей о том, что 12 апреля 1961года на корабле «Восток» первый в мире космонавт Юрий Гагарин взлетел в космос и облетел нашу планету
Содержание:
— д/и «Что нужно космонавту?»;
— составление и отгадывание загадок на тему «Космос»;
— просмотр фильма «Мы летим в космос»;
— моделирование ситуаций общения «Интервью с космонавтами».
Развивающая среда:
— портрет Ю. Гагарина, иллюстрации «Космодром», «Космонавты», картинки космических объектов для составления загадок, познавательный фильм «Мы летим в космос»

Тема «День Земли». 22 апреля

Формы работы:
— экологический праздник.
Задачи:
— закрепить знания детей о планете Земля, ее расположении в солнечной системе;
— развивать желание защищать окружающую среду;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Содержание:
— д/и «Что нельзя делать в природе»;
— решение логических задач «Что произойдет, если…»;
— игра «В королевстве матушки природы»;
— д/и «Экологический светофор».
Развивающая среда:
— глобус, демонстрационный материал к беседам «Земля – наш дом», материал для оформления плаката «День Земли. Спасем нашу планету», семена и контейнеры с землей для посадки рассады цветов. Слайды «Можно-нельзя»

МАЙ
Тема ««Звездный час»

Формы работы:
— викторина.
Задачи:
— уточнить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики;
— развивать способность самостоятельно делать простейшие умозаключения и обосновывать свое решении.
Содержание:
— загадывание загадок;
— решение проблемных вопросов;
— проведение опытов,
— обсуждение вопросов.
Развивающая среда:
— комплект иллюстраций «Космос», макеты планет, умные карточки — «Планеты», «Космические объекты», иллюстрации космонавтов, ученых, игра для интерактивной доски «Что у нас над головой?».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.