Конспект непосредственно образовательной деятельности
«По лесной тропе»
Буркова Марина Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 4,
г. Мурманск
Программное содержание: познакомить детей с обитателями леса, сформировать обобщающее понятие “дикие животные”, уточнить представление о диких животных, развивать зрительное внимание, память, мышление, умение слушать друг друга.
Материалы и оборудование: аудиозапись “Пение птиц”, мультимедийное оборудование, картинки с изображением обитателей леса.
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Матушка-природа, которая приглашает нас к себе в гости. Как вы думаете, где живет Матушка-природа?
Дети: В лесу.
Педагог: Молодцы ребята.
Матушка—природа: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы отправимся в путешествие, расскажите, что вы знаете про лес.
Вопросы: Кто был в лесу?
Что видели там?
Что растет в лесу?
Какие животные живут?
Матушка—природа (слушает, хвалит детей): Да, ребята, удивили! Знаете немало. Но теперь пора бы и в путешествие отправиться.
(Звучит аудиозапись “Пение птиц”)
Педагог: Какая красота вокруг, какой свежий и чистый воздух в лесу!
(На экране лес. Дети рассматривают изображение на экране).
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Матушка-природа: Мы идем по лесу тихо, не спеша. На первый взгляд кажется, что в лесу, кроме нас, никого нет. Остановимся, прислушаемся. Что вы слышите?
Дети: Поют птицы.
Педагог: Здравствуйте, птицы! Прямо над нами, на высоком дереве — гнездо. (Дети поднимают головы вверх.) Слышите? Пи-пи-пи. Кто это пищит?
Дети: Птенцы.
Педагог: Мама-птица оставила их в гнезде совсем одних. Птенцы выглядывают из гнезда, но близко к краю приблизиться боятся- можно выпасть, а крылья еще не окрепли — не взлететь. В страхе жмутся птенцы друг к другу и пищат еще громче.
(Изображая птенцов, дети прижимаются друг к другу, пищат)
Педагог: Посмотрите, ребята, мама-птица летит. Где же пропадала она? Искала еду для птенцов. Что принесла она в клюве?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, гусеницу. Посмотрите ребята, как рады птенцы.
Матушка—природа: А знаете ли вы, ребята, что лес — это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько “этажей” растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери как еж, заяц, медведь обитают внизу. В лесу обитает множество насекомых. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными. Но есть в лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными, это, например: волк, куница, лиса. Они находят себе здесь жилье: роют норы, вьют гнезда. Как можно назвать этих животных?
Дети: Дикие.
Матушка-природа: Правильно. А каких животных вы еще знаете?
Дети: Домашних.
Матушка-природа: А вы знаете, чем отличаются дикие животные от домашних?
Дети: Дикие живут в лесу, а домашние — рядом с человеком. Человек заботится о своих домашних питомцах, потому, что они приносят ему пользу. А дикие заботятся о себе сами.
Матушка-природа: Правильно, домашних животных кормит человек, а диких животных кормит лес. Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу?
Дети: Нельзя шуметь, ломать ветки, разорять гнезда, брать животных домой.
Педагог: Все верно. Но посмотрите, какой-то маленький зверек пробирается сквозь кусты. Он то и дело сворачивается в клубок от малейшего шороха. Кто это?
Дети: Это ежик. (Дети смотрят изображение на экране).
Педагог: Кого он опасается?
Дети: Лису, волка.
Педагог: А кто знает, как спасаются ежи от хищников?
Дети: Они сворачиваются клубочком.
Матушка-природа: Правильно, когда еж чувствует опасность, он сворачивается в клубок и грозно пыхтит.
Физкультминутка «Енот и еж»
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
-Ты мне спинку не потрешь?
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Матушка-природа: Ребята, вот мы с вами вышли на лесную полянку, на которой прыгают маленькие, серенькие зверьки. Кто они?
Дети: Зайцы.
(Изображение на экране).
Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Зайцы и волк».
(В игре участвует вся группа детей).
Педагог: Какие лапки у зайца?
Дети: Быстрые, сильные.
Педагог: Давайте отправимся дальше. Посмотрите, какие красивые деревья. А чей это пушистый хвост промелькнул среди ветвей?
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это?
Дети: Белка.
(Изображение на экране).
Педагог: На дереве у нее дупло. Дома ее ждут бельчата. Что принесла мама-белка малышам?
Дети: Шишки, желуди, орехи и грибы.
Педагог: Ребята, посмотрите, белка почему-то замерла, сидит и не шевелится, кто же ее напугал? Да это куница. Хищный зверь, который ловко лазает по деревьям и может нарушить покой беличьей семьи. Но, кажется, все обошлось, куница пробежала мимо. Ребята, давайте присядем, отдохнем на полянке, а Матушка-природа загадает нам загадки.
Матушка-природа:
В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане.
Знаменит в семье лесной
Своей песенкой смешной.
Что за песня? Красота!
“Тук-тук-тук”,
Да “тра-та-та!” (Дятел)
(Ответы детей).
(Изображение на экране).
Матушка-природа: Дятел — это лесная птица, живет в различных лесах. Большую часть жизни проводит на деревьях. Дятел — очень полезная птица. Он лечит деревья. Его называют лесным доктором.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Ответы детей).
(Изображение на экране).
Матушка—природа: Медведя часто называют хозяином леса. Он знает в своем лесу каждую опушку, каждую корягу. Медведя все звери в лесу боятся — сила у него богатырская.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…(Лиса)
(Ответы детей).
(Изображение на экране).
Матушка—природа: У нее рыжая шубка и длинный пушистый хвост со светлым кончиком.
Лиса очень хитрая, она может кого угодно обмануть.
Скажите, ребята, а каких диких животных вы знаете еще.
(Ответы детей).
Матушка—природа: Какие вы молодцы! Во время нашего путешествия вы были внимательны и наблюдательны. Я надеюсь, что вы много нового сможете рассказать своим друзьям. А мне нужно возвращаться в лес.
Педагог: Спасибо тебе, Матушка-природа, мы узнали много нового и интересного. Нам очень понравилось у тебя в гостях.
Дети: Спасибо. До свидания.
Список литературы:
- “Моя первая книга о животных.”-М.:Эксмо, 2007.
- www.roossa.ru
- “Угадай, как нас зовут” — М., Л.А. Венгер,О.М. Дьяченко,1989.
- “1000 загадок” -Ярославль, Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.,1996.