Подводное путешествие

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Подводное путешествие»
для детей старшей группы

Чернега Ирина Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 25 компенсирующего вида,
г. Мончегорск

Максименко Ольга Леонидовна,
учитель-логопед МБДОУ № 25 компенсирующего вида,
г. Мончегорск

Задачи:
Обучающие:
1. Расширение и активизация словаря детей о морских обитателях
2. Формирование навыка употребления притяжательных прилагательных.
3. Формирование умения изменять имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа в именительном и роди-тельном падежах.
Развивающие:
1. Развитие связной речи и творческого воображения дошкольников в процессе общения.
2. Обогащение представлений об окружающей действительности.
Воспитательные:
1. Формирование позитивного отношения к обитателям живой природы.
2. Формирование умения слушать товарища, проявлять доброжелательное от-ношение друг к другу.
Коррекционные:
1. Развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия.

Оборудование: природные материалы для создания «морского дна» — камни, рако-вины, воздушные шары в виде водорослей и другое; картинки с изображением рыб, схемы-модели человека для выполнения физкультминутки, тканевые мешочки с декоративными камушками, листы бумаги, фломастеры, аудиозапись шума волн и музыка для релаксации «Морской бриз».
Предварительная работа:
— чтение художественной литературы (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е.Пермяк «Первая рыбка», Н.Носов «Карасик», русские народные сказки «По щучьему велению», «Лисичка – сестричка и серый волк», Г.-Х. Андерсен «Русалочка»);
— проведение работы по развитию речи (пересказ прочитанных рассказов, составление описаний рыб и загадок по предметным картинкам);
— рассматривание картинок, книг, журналов, набора открыток «Юный рыболов», макета аквариума;
— дидактические игры («Четвёртый лишний», «Чей плавник, чьи жабры?», «Кто, где живёт?», «Подбери предмет к признаку»; «Без чего не бывает рыбы?», «За-помни и повтори», «Рыболов»);
— изобразительная деятельность и художественное развитие (рисование: «В под-водном царстве », лепка: «Золотая рыбка», аппликация: «Рыба» с использованием ткани ниток);
— коррекционная работа: работа с трафаретами (внутренние и внешние), штриховка, выкладывание из частей, мозаика.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие в «подводное царство».
Воспитатель: Придумайте, как нашу группу можно быстро превратить в «морское дно».
Педагог выслушивает предложения детей, поощряет оригинальные идеи и даёт возможность их реализовать. Затем предлагает отвернуться, сесть на ковёр, закрыть глаза и медленно посчитать от 10 до 1. Пока выполняется это задание, воспитатель быстро разбрасывает по полу изображения морских рыб (камбала, электрический скат, летучая рыба, рыба – меч, рыба – пила, рыба – клоун, рыба – попугай, рыба – бабочка, рыба — ёж).
Воспитатель: Внимание, путешественники! Подводное царство предлагает нам свои загадки и тайны. Возьмите картинки и отгадайте названия рыб, которые на них изображены. Отгадали? А теперь каждый путешественник выберет себе друга или подружку. Выбрали? Загадайте друг другу загадки о своей рыбе. Если ваш друг определит её название, то подарите ему свою рыбу за сообразительность.
В процессе работы воспитатель координирует деятельность детей, помогает тем, кто затрудняется. Интересные загадки просит повторить для всех.
Варианты загадок:
Эта рыба плоская. Она очень ленивая, любит лежать на боку. За это её ещё называют «лежебокой».
Это большая плоская рыба. Кажется, что на неё надет плащ, который развевается на ветру. Хвост у неё длинный, похожий на верёвку. Она умеет накапливать электрический ток.
Это небольшая рыбка. У неё плавники похожи на крылья птицы. Она может выпрыгивать из воды и летать.
Это большая рыба. У неё на голове есть длинный нарост, который похож на боевое оружие.
У этой рыбы на голове есть вытянутый нарост, он похож на столярный инструмент, которым можно что-нибудь пилить.
Это шустрая маленькая рыбка. По всему её телу тянутся оранжевые, белые и черные полосы.
У этой рыбки рот похож на клюв птицы, а на голове есть нарост, как хохолок.
Эта рыба яркая, многоцветная. Плавник на спине с лучами и поэтому она похожа на распустившийся цветок.
Эта рыба похожа на шар с острыми шипами.

Воспитатель: Рыбы бывают обычные и хищные. Обычные рыбы питаются водорослями и кораллами, а хищные питаются мелкими рыбами. Расположите своих рыб в «море»: хищник внизу, а обычные вверху.
Дети располагают рыб на коврографе и садятся на стулья.
Далее работу с детьми проводит учитель-логопед.

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами узнаем ещё много интересного о рыбах. Скажите, зачем рыбе-пиле нужна пила?
Рыбе – пиле пила нужна для того, чтобы рыться в песке, и извлекать оттуда разных мелких животных, которыми она питается.
Учитель-логопед: Как пользуется своим наростом рыба-меч?
Рыба-меч врезается в стаю рыб и наносит раны своим наростом, оглушает ры-бу, а затем съедает её.
Учитель-логопед: А как охотится скат за своей добычей?
Он может накапливать на боковых плавниках электрический заряд и свою добы-чу бьёт током.
Учитель-логопед: Правильно, но даже эти хищники тоже вынуждены иногда защищаться от более крупных хищников. Рыба-пила своей пилой поднимает муть из песка и ила. И пока хищник ничего не видит, она преспокойно уплывает. Рыба-меч с помощью своего меча развивает скорость и быстро уплывет. А скат, в случае опасности, поражает крупного хищника электрическим разрядом. А каких ещё вы знаете морских хищников? Назовите их (акула, осьминог, кальмар, медуза).
Учитель-логопед: А знаете ли вы, как морские рыбы могут защищаться от своих врагов? (Да). Как защищается камбала?
Камбала меняет окраску и сливается с поверхностью морского дна — становится невидимкой.
Учитель-логопед: Что делает рыба-клоун?
Рыба-клоун прячется в ядовитые щупальца актинии.
Учитель-логопед: Что происходит с рыбой-ежом?
Рыба-ёж надувается, как шар, из-за этого её колючки торчат в разные стороны.
Учитель-логопед: Как поступает рыба-попугай, если ей грозит опасность?
Рыба-попугай бодается и сильно кусается.
Учитель-логопед: Как ведёт себя летучая рыба?
Летучая рыба изо всех сил плывёт к поверхности моря. Затем она отталкивает-ся от воды и летит на плавниках.
Учитель-логопед: Как защищается от хищников рыба-бабочка?
Рыба-бабочка сливается с окружающей средой, у неё на хвосте есть пятна, которые похожи на глаза. Это сбивает хищников с толку. Но если рыбу- бабочку хищник заметит, то она может резко отпрыгнуть в сторону.
Учитель-логопед: Вы назвали много способов, как рыбы защищаются. Но существует и другие, которые используют рыбы, для того, чтобы не попасть в пасть хищникам. Одни могут выбросить часть своих внутренностей, чтобы отвлечь хищника. Другие рыбы играют в прятки, они прячутся друг за друга или за более крупную рыбу. Многие рыбы расплываются в разные стороны, и поймать их не так уж просто. Некоторые рыбы укрываются в водорослях, в щелях морских скал и среди камней. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть какую-нибудь часть рыбы.

Дидактическая игра «Чей, чья, чьи?»

Учитель-логопед: Мы заметили голову рыбы. Чью голову мы заметили? (Мы заметили рыбью голову).
Учитель-логопед: Мы увидели, как блеснула чешуя. Чья чешуя блеснула? (Блеснула рыбья чешуя).
Учитель-логопед: Моргнул глаз рыбы. Чей глаз моргнул? (Моргнул рыбий глаз).
Учитель-логопед: Жабры рыбы не двигаются. Чьи жабры не двигаются? (Не двигаются рыбьи жабры).
Учитель-логопед: Шевельнулось туловище рыбы. Чьё туловище шевельнулось? (Шевельнулось рыбье туловище).
Учитель-логопед: У рыбы замерли плавники. Чьи плавники замерли? (Замерли рыбьи плавники).
Учитель-логопед: Из-под камня выглянул хвост рыбы. Чей хвост выглянул из-под камня? (Из-под камня выглянул рыбий хвост).
Учитель-логопед: Опасность миновала. Но рыбки ещё не решаются выплыть из своих убежищ. Давайте попробуем их позвать.

Дидактическая игра «Два и пять»

Учитель-логопед: Скажите предложение, как я: «Из-за водорослей показались две камбалы». (Две летучие рыбы, две рыбы-бабочки, две рыбы-попугая, две рыбы-пилы, два ската).
А за ними подоспели другие и стали резвится: «Резвятся пять рыб-ежей». (Пять камбал, пять скатов, пять рыб-мечей, пять рыб-пил, пять рыб-попугаев, пять рыб-клоунов, пять рыб-бабочек, пять летучих рыб).
Учитель-логопед: Рыбки ловкие, быстрые, подвижные существа. Приглашаю вас подвигаться.

Физкультминутку и дальнейшую деятельность проводит воспитатель.

Воспитатель:
Посмотри скорей вокруг.
Что ты видишь, милый друг?
Вот прозрачная вода –
Морской конёк плывёт сюда.
Вот медуза, вот кальмар,
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.

Физминутка «Сделай так». Комплекс динамических упражнений по схемам-моделям.

Зрительная гимнастика
Воспитатель:
А сейчас, а сейчас –
Всем гимнастика для глаз.
Крепко глазки закрываем,
Широко их раскрываем,
Снова крепко закрываем.
И покажем всем подряд,
Как умеем мы моргать.
Педагог предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: На морском дне очень много разных камней. Возьмите мешочки, об-следуйте и определите, какой формы камни лежат внутри. На листе бумаги нарисуйте, сколько их и какой они формы.

Дидактическая игра «Морские камушки»
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Откройте мешочки и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Теперь мальчики штрихуют «камни» сверху вниз, а девочки слева – направо.
В заключение воспитатель просит детей показать с помощью разноцветных кругов-моделей, какое настроение было у них на занятии: очень хорошее – красный круг, не очень хорошее – зелёный круг, плохое — жёлтый круг. И ответить на вопрос – почему?
Воспитатель: Ребята, для чего мы путешествуем?
Ответы детей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.