Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза

Методическая разработка

«Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза»

 

Аверина Ольга Владимировна,

учитель–дефектолог ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

Все звуки русского языка можно условно поделить на две категории: звуки раннего онтогенеза и звуки позднего онтогенеза.

К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З,  Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р.

А все остальное это звуки раннего онтогенеза это:

гласные верхнего ряда А, О, У, Э, Ы

гласные нижнего ряда Я, Ё, Ю, Е, И,

Согласные губно-губные М, П, Б,

губно-зубные Ф, В,

заднеязычные  Й, Х, К, Г,

переднеязычные Т, Д, Н.

По данным кандидата педагогических наук Жуковой Надежды Сергеевны звуки речи усваиваются детьми в следующем порядке:

1 год3 мес. — 1 год 8 месяцев: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь; к;

1 год 8 мес. -1 год 10 месяцев: хь, ць, й;

1 год 10 мес. — 2 года: н, т, д;

2 года – 2 года 6 мес.: с, л, ы, в, р, з

2 года  6 мес. – 3 года: ч, ш, ж, щ, ц.

Таким образом, к 3-4 летнему возрасту, звуковая сторона речи усваивается детьми полностью.

Но так бывает не всегда, даже у детей без двигательных нарушений. Очень часто в возрасте до трех лет, а именно этот возраст является чувствительным для формирования речи, в родители не дают ребенку нормативных образцов звуков. С одной стороны главная задача родителей любить своего ребенка, а не искать у него дефекты но, тем не менее, в речи  детей закрепляются патологические стереотипы, которые потом очень трудно изжить. А именно:

  • йотированные звуки «я», «ё», «е», «ю» произносятся как ля, лё, ле, лю;
  • звуки «ф» и «в» произносится губно – губно, а не губно – зубно;
  • отсутствуют заднеязычные «к» и «г» заменяются соответственно на «т» и «д»;
  • звуки «т» и «д» произносятся в английском варианте ближе к «ч»;
  • все звонкие согласные оглушаются;
  • все твердые согласные смягчаются.

В ходе работы над этими недостатками речи необходимо включать упражнения на слуховое внимание на основе неречевых звуков: музыкальные инструменты; звуковые цилиндры; дыхательную гимнастику (вдох через нос, выдох через рот. Круглый животик. Дутье на снежинки, в трубочку); массаж лица и языка (при наличии дизартрического компонента).

Постановка и автоматизация йотированных гласных.

Артикуляционная гимнастика: почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «сердитая киска», «катушка».

Медленно произнеси сочетания звуков:                  Повтори быстро:

иа – иа – иа — иа – иа – иа                                           иа – иа – иа — иа – иа – иа

ио – ио – ио – ио – ио – ио                                         ио – ио – ио – ио – ио – ио

иу – иу – иу – иу – иу – иу                                         иу – иу – иу – иу – иу – иу

иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ                                           иэ – иэ – иэ – иэ – иэ – иэ

Повтори возгласы: ай, ой, эй.

Вместе с взрослым произнеси слова:

Дай, май, пой, лей, чай, клей, змей, попугай.

Яма, ем, еду, ежи, юбка, Юля, ёж.

Майка, лайка, лейка, зайка, чайка, чайник, линейка.

Постановка и артикуляция звуков «ф» и «в».

  1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами), толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.
  2. Уточнение артикуляции звука «ф»: верхние зубы на нижнюю губу + выдох через рот;
  3. Изолированное произнесение звука «ф»;
    1. Произнести слог «фа», и цепочки слогов «фа-фа-фа». Договаривание слов: фа-та, фон-тан.
    2. Произнести слог «фу» и цепочки слогов «фу-фу-фу». Проговаривание слова: фу-фай-ка, фут-бол.
    3. Произнести слог «фо и цепочки слогов «фо-фо-фо». Проговаривание слова: Фо-ма, фо-нарь, фор-ма, фир-ма.
    4. Произнести слог «оф», и цепочки слогов «оф-оф-оф». Проговаривание слов: коф-та,
    5. Произнести слог «фы», и цепочки слогов «фы-фы-фы. Договаривание слов: шка-фы, жира-фы. Голь-фы.
    6. Произнести слог «фи» и цепочки слогов «фи-фи-фи». Проговаривание слов: фи-нал, фи-лин, Фи-липп, фи-ниш, фиш-ка.
    7. Произнести слог «фе» и цепочки слогов «фе-фе-фе». Проговаривание слов: фея, кон-фе-та, ко-фе, салфет-ка.
    8. Различение звуков «в» и «ф» — колокольчик и «птички».
    9. Дразнилки произнести громко и тихо: вы-ва-во, фы-фа-фо, ва-во-вы-ве, фа-фо-фы-фе.
    10. Упражнение на развитие дикции, интонации, выразительности:
  1. Сказала тетя: «Фи! Футбол!»,
  2. Сказала мама: «Фу! Футбол!»,
  3. Сестра сказала: «Ну! Футбол!»,
  4. А я ответил: «Во! Футбол!»

Постановка и автоматизация звука «в».

  1. Артикуляционная гимнастика: сморщить лоб, нахмурить брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, трубочка (языком или губами), толстячок, худышка, накажем непослушный язычок губами – та-та-та и зубами ля-ля-ля, причешем язычок, часики, качели.
  2. Уточнение артикуляции звука «в»: верхние зубы на нижнюю губу + голос. Изолированное произнесение звука «в»;
    1. Произнести слог «ва» и цепочку слогов «ва-ва-ва». Договаривание слов: и-ва, Во-ва, со-ва, тра-ва, дро-ва, сли-ва, коро-ва. Произнесение слов, начинающихся со слога «ва»: Ва-ня, Ва-ся, ваф-ли, Ва-ля, Ва-лера, ва-ренье, ва-гон, кан-ва, ва-ленки, ва-нна, ди-ван.
    2. Произнести слог «во» произнесение цепочки слогов «во-во-во». Произнесение слов, начинающихся со слога «во»: Во-ва, во-рота, во-рона, во-робей, со-вок,. Четко произнести слова: вот, вон.
    3. Произнести слог «вы» произнесение цепочки слогов «вы-вы-вы». Договаривание слов: сли-вы, тык-вы, тра-вы, бук-вы, кана-вы.
    4. Произнести слог «ве» и слоговую цепочку «ве-ве-ве» Произнесение слов, начинающихся со слога «ве»: ве-нок, ве-ник, вет-ка, ве-тер, ве-шалка.
    5. Произнести слог «ви» и слоговую цепочку «ви-ви-ви» Произнесение слова, заканчивающимся слогом «ви»: Ви-тя, ки-ви, вин-тик.

Постановка и автоматизация звука «К».

Артикулиционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: к – к – к – к – к.

Медленно произнеси слоги:                                 Медленно произнеси слоги:

ка – ка – ка — ка – ка – ка                                           ак – ак – ак — ак – ак – ак

ко – ко – ко – ко – ко – ко                                         ок – ок – ок – ок – ок – ок

ку – ку – ку – ку – ку – ку                                        ук – ук – ук – ук – ук – ук

кэ – кэ – кэ – кэ – кэ – кэ.                                          эк – эк – эк – эк – эк – эк

Повтори, как кудахчет курочка: ко – ко – ко; как кукует кукушка ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Договори слова: ветка, банка, утка, сумка, сетка, елка, собака, мишка, мошка, мышка, книжка, девочка, лягушка, мак, гамак, тыква, такси.

Вместе со взрослым повтори слова:

Коса, коза, какао, каток, кабан, кактус, капуста, каша, лак.

Кот, конь, кофе, коньки, котенок, конфета, колготки, колобок, молоко, колокольчик, окно, облако.

Кукушка, кукла, кузнечик, лук

Киты, киви, кепка, букет,

Соки, носки, нитки, нотки, санки, сосиски, вилки, ложки, мышки.

Кубики, жуки, книжки, флажки.

Ослик, листик, чайник, зонтик, мальчик, паук, утюг, индюк

Постановка и автоматизация звука «Г».

Артикуляционная гимнастика: «лягушка» — «хоботок», «лопатка – иголочка», «киска сердится», почистить язычком нижние зубки вправо – влево, посчитать язычком нижние зубки, «катушка», «качели» (поочередно упираться языком, то в нижние зубы, то в верхние).

Произнести по подражанию: г – г – г – г – г (с контролем голоса – положить кисть руки на горло).

Медленно произнеси слоги: аг

га – га – га — га – га – га

го – го – го – го – го – го

гу – гу – гу – гу – гу – гу

ги – ги – ги – ги – ги – ги.

Повтори, как гогочут гуси: га – га – га.

Договори слова: нога, книга, бумага, дорога, телега, тайга, слуга, берега, Волга, Рига, шаги, сапоги, деньги, флаги, стриги, враги, дороги, серьги, пироги.

Вместе со взрослым повтори слова: аг – огни, магнит, га — гамак, Галя, голова, галка, гайка, газета, газон, газель, пуговица, попугай, нога, юнга, книга, бумага, телега, балаган,; го – год, гонка, гонщик, гости, гол, голубь, гольфы, огонь, погоня, угол, уголь, вагон, загон, ягоды, колготки, голос, голод, гу – гусь, гул, гуля, губы, губка, гудок, гуди, гусеница, лягушка; ги – сапоги, деньги.

Уточнение артикуляции звуков «т» и «ть».

  1. Артикуляционная гимнастика: наморщить лоб, нахмурить брови, сдвинуть брови, сморщить нос и оскалить зубы, открыть и закрыть рот, улыбка-хоботок, лопатка, «иголочка», накажем непослушный язычок губами – па-па-па и зубами ля-ля-ля, киска сердится, чистим нижние зубы с внутренней стороны водя языком вправо-влево, посчитаем верхние зубки (толкаем их языком наружу), качели.
  2. Уточнение артикуляции звука «т»: говорим звук, касаясь кончиком языка передних зубов с внутренней стороны. Изолированное произнесение звуков «т» и «ть» по подражанию;
  3. Различить на слух звуки «т», «ть» и «ч».
  4. Произнести слог «та» и цепочки слогов «та-та-та». та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ти-ти-ти. Та-то-ту-ти.
  5. Красиво и легко произнести слова, начинающиеся на звук «т»: так, тачки, танк, туфли, такси, ты, тыква.
  6. Красиво и легко произнести слова, заканчивающиеся на звук «т»: кот, енот, пакет, букет, аист, бант, бегемот.
  7. Красиво и легко произнести слова, в середине которых есть звук «т»: вата, дети, ноты, киты, нитки, утюг, утка, каток, сетка, котята, утята, опята, щенята.

На усвоение каждого нормативного звука ребенку с дислалией требуется 30 – 45 дней. Успех этой работы во многом зависит от усилий и терпения родителей. Порядок работы над звуками  индивидуальный, с обязательным усвоением (автоматизацией) каждого звука и последующим переходим к следующему более сложному звуку.

Дефекты озвончения говорят о нарушениях голоса и требуют проведения специальной работы: массаж и артикуляционная гимнастика при нарушениях голоса, работа над дикцией.

Стойкие дефекты тотального смягчения твердых не исчезнувшие к 2,5 – трем годам, говорят о спазмированности языка, то есть о дизартрии. Такие дети нуждаются в длительной коррекционной работе со специалистом в системе комплексной реабилитации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.