Применение здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников

Из опыта работы

 «Применение здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников»

 

Кондратьева Светлана Владимировна,

воспитатель МКДОУ№ 5,

г. Барабинск Новосибирской обл.

 

Почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института семьи и брака. Также очевидно, что сам малыш еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности его показателей. Влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на организм ребёнка велико. В связи с этим повышается значимость и актуальность внедрения использования здоровьесберегающих технологий в экологическое воспитание дошкольников.

Исходя из выше изложенного, главной целью моей педагогической работы является — здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников.

Очень часто занимаясь проблемами оздоровительной работы с детьми, говорится об эффективности физкультуры и спорта. Данные направления работы, несомненно, играют большую роль, но мне бы хотелось сегодня поделиться иными направлениями деятельности по сохранению здоровья подрастающего поколения.   Для достижения целей здоровьесбережения, я  ежедневно  использую такие  формы работы, как: пальчиковые игры: «Осень», «Птички», «Апельсин», «Грибы», «Пчёлки», «Осенние листья», «Паучок» и др. Данные игры организую как в непосредственно образовательной, таки в совместной деятельности. И в группе и на прогулке. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. И, конечно же, развивают мелкую моторику кистей рук.

Для профилактики нарушений  зрения использую зрительные гимнастики экологического содержания:«Стрекоза», «Заяц», «Дождик», «Ветер», «Лиса», «Солнышко» и др. Для более четкого восприятия подобных упражнений детьми, применяю стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве. Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциональном благополучии детей, укреплении зрения, активности ребенка в целом. Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Я разработала комплекс таких зрительных гимнастик с помощью программы Power Point. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает положительные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Одним из средств, благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство. Лечение музыкой или «музыкотерапия». «Музыкотерапия» – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет им удовольствие, способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры поведения ребёнка. Звуки флейты расслабляют, звуки природы: «шелест листьев», «шум дождя», «морской прибой» и т.п. заставляют вслушиваться, и расслабляться в звучании.

Огромное значение для здоровья детей, играет «погружение» в мир  природы: экскурсии, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе. Дети получают бесценный опыт, учась исследовать, наблюдая, трудясь. При проведении прогулки дети получают солнечные и воздушные ванны, загорают, что благотворно действует на детский организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость к простудным заболеваниям. Естественные ароматы природного окружения благотворно влияют на ребёнка, учат правильно дышать. Дети на практике познают пользу чистого воздуха,  лечебных трав, цветов и деревьев.

Процесс вдыхания ароматов, несет в себе большой оздоровительный эффект. «Аромотерапия» — положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает микробы.  Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника, как свежие, так и сухоцветы я использую для очищения группового помещения.

Ежедневно, перед дневным сном детей  опрыскиваю помещение маслом ромашки, герани, лаванды, что создаёт успокаивающий эффект, способствует крепкому, здоровому сну. Стремясь повысить жизненный тонус дошкольников, замедлить процессы утомления использую кедровое, лимонное, камфорное масло. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость.

Работа с детьми дошкольного возраста, в первую очередь строится на игре, поскольку это ведущий вид деятельности. На протяжении всего дня, организую различные игры экологического содержания (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые и т.п.). Тематика игр определяется в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Играя, малыш ненавязчиво познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Такая форма работы как игротерапия, позволяет естественным для ребёнка образом корректировать не только физическое состояние здоровья, но и психологическое. Решая игровую задачу, дошкольник становится субъектом природного окружения, проникает в причинно – следственные связи законов природы, у него формируется валеологическое мышление.

Усилить здоровьсберегающий эффект вышеназванных форм работы с дошкольниками, позволяет чтение художественной литературы. Я провожу тщательный отбор произведений литературы. При этом читаю, используя интонационную выразительность речи, обыгрываю голосом наиболее важные моменты. Мною подобрана картотека сказок экологического содержания для чтения: «Сказка об одуванчике», «Сказка о добром лопухе», «Сказка о том как, осень берёзку одарила», «Кролик и зайчата» и др., детям очень нравится слушать данные произведения, а потом обыгрывать их в сюжетно-ролевых играх.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.