Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Проектирование мониторинга образовательной деятельности | ДЕТСТВО-ГИД

Проектирование мониторинга образовательной деятельности

Педагогические мониторинговые исследования в настоящее время получили широкое распространение, так как именно с помощью мониторинга можно соотнести поставленные задачи с реальными результатами, а также систематически отслеживать качество реализации образовательной деятельности.

Цель мониторинга — получение оперативной, точной и объективной информации о ходе и результатах образовательной деятельности в ДОО.

Результат мониторинга – повышение эффективности образовательной деятельности в целом.

Важно знать, что мониторинг образовательной деятельности проводится в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОО.

Структура и содержание мониторинга в конкретной образовательной организации должна отражать специфику данного учреждения, особенности ее образовательной деятельности.

Однако имеются некоторые общие требования и правила к организации и осуществлению педагогического мониторинга.

Любое мониторинговое исследование разрабатывается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными актами, которые регламентируют деятельность ДОО.

Как проводится исследование

Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга.

Методы мониторинга: наблюдение, экспертное оценивание, тестирование, анкетирование, ранжирование, проведение контрольных и аттестационных работ, статистическая обработка информации и др.

Обработка и накопление материалов в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

В качестве источников для мониторинга образовательной деятельности используются данные опросов удовлетворенности родителей качеством образования, отчеты педагогов, анализ организации образовательной деятельности, исследования условий реализации программы, а также данные оценки индивидуального развития воспитанников.

Источники данных для мониторинга образовательной деятельности:

— мониторинговые исследования условий реализации образовательной программы в ДОО;

— социологические опросы удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством дошкольного образования;

— отчеты педагогических работников дошкольной образовательной организации;

— наблюдение и анализ организации образовательной деятельности педагогов с воспитанниками ДОО;

— оценка индивидуального развития воспитанников в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.

Кто занимается внутренней оценкой качества образования в ДОО, в том числе мониторингом образовательной деятельности? Это Администрация ДОО, Совет ДОО и Педагогический совет. У каждого свои управленческие или организационные функции и обязанности.

Например,

 Администрация ДОО:

— формирует блок локальных актов и контролирует их исполнение;

— разрабатывает мероприятия и готовит предложения по совершенствованию внутренней оценки качества ДО;

— обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований;

— осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации;

— анализирует результаты на уровне ДОО.

Совет  ДОО:

— участвует в разработке системы показателей и критериев мониторинга;

— готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам мониторинга на уровне ДОО.

  Педагогический совет ДОО:

— участвует в формировании информационных запросов, в обсуждении системы показателей;

— участвует в оценке качества  образовательной  деятельности педагогических работников дошкольной образовательной организации,

— содействует организации работы по развитию профессионализма педагогических работников, развитию их творческих инициатив.

Что будем исследовать

На уровне образовательной программы объектами для мониторинга образовательной деятельности могут быть: организация образовательного процесса, педагогические технологии и методики, которые реализуются в ДОО, а также процесс реализации содержания образовательной программы и условия реализации образовательной программы.

Каждый объект мониторинга представлен критериями, для которых определяются показатели, то есть данные, по которым можно судить о состоянии критерия.

Объекты мониторинга:

— процесс реализации содержания образовательной программы (цель, задачи, планы, средства);

— организация образовательного процесса (режимные моменты, чередование различных форм организации воспитанников);

—  реализуемые педагогические технологии и методики;

— условия реализации образовательной программы.

Например, исследуется критерий «Соответствие требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования».

Показателями, в этом случае, будут предметно-пространственная  развивающая среда, кадровые  условия и материально-технические условия  реализации  образовательной программы ДО. Информация по каждому показателю собирается из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга.

Основные пользователи результатов мониторинга

Это педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольной образовательной организации, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников. Информация о результатах размещается в виде аналитических материалов на официальном сайте дошкольной образовательной организации, в публичных докладах администрации ДОО.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Проектирование мониторинга образовательной деятельности”

  1. рая:

    здравствуйте, Бэла Геннадьевна. первый раз зашла на ваш сайт и как много нашла полезного для себя. жалко, что не знала о сайте раньше. у меня затруднения по мониторингу индивидуального развития детей. мы работаем по программе «Открытия». есть таблицы по освоению образовательных областей, но не знаю как правильно их заполнить например, СЧЕТ для детей 2 мл. гр.? ведь современные дети почти все умеют считать. где можно конкретно взять критерии? спасибо.

    • admin:

      Рая, ну вот и хорошо, что нашли этот сайт. Заходите почаще! Каждую неделю я пишу что-нибудь новенькое. А публикации педагогов обновляются практически каждый день.
      Отвечаю на Ваш вопрос. Педагогическая диагностика проводится по диагностическим материалам той программы, на основе которой написана программа д/сада. В Вашем случае, это программа «Открытия». Честно говоря, я с программой «Открытия» плохо знакома и мониторинг по этой программе не видела. Но точно знаю, что в любом мониторинге должны быть критерии, по которым и проводится этот мониторинг. Если критерий нет в самой таблице, то должны быть какие-то инструкции и рекомендации. Может быть, они есть у старшего воспитателя?
      А тем детям, которые умеют считать Вы спокойно можете ставить высокие баллы (если диагностика по баллам).

      • рая:

        спасибо, что не оставили вопрос без внимания. постоянно буду заходить на ваш сайт

  2. Аноним:

    Спасибо!!!

  3. Ирина:

    Добрый вечер, Бэла Геннадьевна! На межаттестационный период мною взята тема «Развитие познавательной активности дошкольников посредством современных образовательных технологий», и одной из задач стоит «Осуществление мониторинга уровня познавательного развития». Подскажите, пожалуйста, как показать динамику в диаграмме, ведь показатели познавательного развития разные в каждом возрастном периоде. Заранее спасибо!

    • admin:

      Ирина, эта проблема мучает всех педагогов: как показать динамику)))) Честно скажу, как в диаграмме показать, не знаю. Видела только в таблице. Один из вариантов такой: надо сравнивать результаты диагностики в каждой возрастной группе на начало и на конец года. Например (в таблице): Физ. развитие, 2014/15 гг., старшая гр. начало года — 68,1%, конец года — 73,9%. 2015/16 гг., подготовит. гр. начало года — 80,1%, конец года — 89,5%. 2016/17 гг., млад. гр. начало года — 65,1%, конец года — 81,3%.
      Если судить по этим данным, то динамика есть.