Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Путешествие капельки»
для детей старшей группы
Михайлова Светлана Зиновьевна,
Гордиенко Ирина Викторовна,
воспитатели МБДОУ №7,
пгт. Никель Мурманской обл.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Закреплять умение работать с прозрачной посудой.
- Развивать умственные операции сравнения, обобщения, способность анализировать; стимулировать самостоятельному формированию выводов.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать умение работать в группе сверстников.
Оборудование: компьютер, картинка загрязненного и чистого озера, обручи – макет кораблей, Капелька, шапочки «Спасатели природы» по количеству детей, стаканы, чистая вода, грязная вода, молоко, маленькие игрушки – камешки, трубочки по количеству детей, ложки по количеству детей, карточки к дидактической игре «Кому нужна вода»: 5 больших карточек – полей «Кто живет в воде», «Что поливают водой», «Кто пьет воду», карточки 6*6 с изображением животных, насекомых, растений, людей, птиц, большая емкость – таз, воронка, ватные диски, заготовки – цветочки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в группу, встают около педагога.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся.
Игра на общение
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро!
Доброе утро, всем!
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей — да, любим).
— А на чем можно путешествовать? (Ответы детей – на поезде, на машине, на самолете).
Воспитатель: Совершенно верно. Но сегодня мы отправимся с вами в волшебное водное путешествие на волшебных кораблях. Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей — да).
Воспитатель: Тогда занимайте места на палубах волшебных кораблей. (Дети встают в обручи, расположенные на полу).
Звучит музыка
Воспитатель:
На кораблях волшебных вместе поплывем
Волшебство начнется – в сказку попадем
Воспитатель: Вот мы и в волшебной Водной стране.
Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики перед экраном).
Включается аудиозапись капающей воды.
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это? (Ответы детей – слышно, как капает вода).
Воспитатель делает вид, что ищет, откуда слышится звук капающей воды.
Воспитатель: Здесь кто-то спрятался.
Воспитатель достает из-за монитора Капельку.
Воспитатель: Ребята, кто это? (Ответы детей – это Капелька).
Воспитатель (обращается к Капельке): Капелька, что у тебя случилось и почему ты плачешь?
(Воспитатель подносит Капельку к уху – прислушивается, что ей говорит Капелька).
Воспитатель: Капелька говорит, что в озере, где она живет со своими подружками, вода стала очень грязной.
На экране появляется картинка загрязненного озера. Воспитатель привлекает внимание детей на монитор.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с озером? (Ответы детей – вода стала грязной, валяются пакеты, бутылки, везде лежит мусор).
Воспитатель: Совершенно верно, все озеро стало очень грязным. Капелька и ее подружки помогу погибнуть в такой грязной воде.
Воспитатель: Что же делать? Как помочь Капельке? (Ответы детей – убрать пакеты, мусор, очистить озеро…)
Воспитатель: Вы согласны помочь Капельке вылечить ее озеро? (Ответы детей — да). Тогда все мы станем «Спасателями природы».
Воспитатель надевает детям шапочки «Спасатель природы».
Воспитатель: Капелька хочет загадать вам загадки. Хотите их послушать и отгадать?
1.Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? (Ответы детей – вода)
Воспитатель: А вот и вторая загадка, послушайте ее.
2.Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам –
Без чего? (Ответы детей — без воды)
Воспитатель: О чем эти загадки? (Ответы детей – о воде).
Воспитатель: Совершенно верно, ребята, эти загадки о воде.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же такое вода? (Ответы детей могут быть разные).
Воспитатель: Что бы выяснить, что такое вода, мы проведем несколько опытов в экспериментальной лаборатории.
Воспитатель: Пройдите, ребята, в лабораторию. Присаживайтесь.
Опыт №1 «Вода – жидкость»
Воспитатель: Возьмите два стакана – один с водой, другой – пустой. Попробуйте наполнить водой второй стакан. Что для этого надо сделать? (Ответы детей – из одного стакана перелить воду в другой стакан).
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду. Воспитатель тоже переливает воду, держа стаканы на расстоянии друг от друга — один стакан выше, другой – ниже).
Воспитатель: Что происходит с водой? (Ответы детей – вода переливается из одного стакана в другой).
Воспитатель: Совершенно верно, вода переливается. А, если вода может переливаться, значит, она, какая? (Ответы детей – вода жидкая)
Воспитатель: Ребята, вода – это жидкость, ее можно перелить, налить, вылить.
Опыт №2 «У воды нет запаха»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода имеет запах? (Ответы детей — могут быть разные). А давайте понюхаем воду. (Дети вместе с воспитателем нюхают воду).
Воспитатель: А теперь, что вы можете сказать о запахе воды, имеет ли вода запах или нет? (Ответы детей – вода без запаха).
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята, вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус? (Ответы детей – могут быть разные — да, нет).
Воспитатель: Давайте попробуем воду на вкус. Возьмите соломинку и попробуйте воду. (Дети и воспитатель пробуют через соломинку воду на вкус).
Воспитатель: Ребята, есть ли у воды вкус? (Ответы детей – нет).
(Может быть и другая ситуация – кто-то из детей скажет: «Вода вкусная…», тогда воспитатель спрашивает у детей: вода соленая, кислая, сладкая? (Ответы детей – нет).
Воспитатель: Ребята, вы правы — вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт №4 «Вода прозрачная»
Воспитатель: Ребята, поставьте перед собой два стаканчика – один с водой, другой – с молоком. Посмотрите на стаканчик с молоком. Какого цвета молоко? (Ответы детей – белого). А теперь посмотрите на стакан с водой и скажите, какого цвета вода? (Ответы детей – без цвета, прозрачная).
Воспитатель: А давайте теперь убедимся в этом.
Воспитатель: Возьмите два камешка. Один положите в стакан с водой,
другой – в стакан с молоком. Вам видны камешки? (Ответы детей – в молоке камешка не видно, а в воде камешек виден).
А как вы думаете, почему в молоке камешек не виден (Ответы детей – потому что молоко белое, непрозрачное).
Воспитатель: Верно, в молоке камешка не видно, потому что оно белое, непрозрачное.
Воспитатель: Ребята, а почему в воде камешек виден? (Ответы детей – потому что вода прозрачная).
Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель: Ребята, мы с вами убедились, что вода прозрачная и все предметы в ней хорошо видны.
Воспитатель: Сколько интересного мы узнали о воде. Что вы узнали о воде? (Ответы детей: вода жидкая, ее можно наливать, переливать, выливать в разные емкости; вода – бесцветная, прозрачная; вода – безвкусная, не имеет вкуса, вода не имеет запаха).
Воспитатель подходит к Капельке, слушает, что она говорит.
Воспитатель: Ребята, Капелька зовет нас поиграть, выходите из-за столов.
Физминутка:
«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (показывается раскрывание кистей рук, как бутона)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льется, льется, ой — ёй-ёй (покачивание головы)
побежали мы домой (бег на месте)
Воспитатель:
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Паром в чайнике шипит.
Растворяет сахар в чае…
мы ее не замечаем…
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить…..»
Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему? Для чего нам нужна вода? (Ответы детей — вода нужна для того, чтобы ее пить, готовить еду, поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки).
Воспитатель: Совершенно верно, ребята.
Воспитатель: А кто еще нуждается в воде? (Ответы детей — животные, рыбы, растения).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Кому нужна вода» (игра проводится на ковре). Подойдите ближе к озеру. (Воспитатель убирает ткань – озеро). Встаньте по двое к каждому обручу. Перед вами в обручах лежат игровые поля, на которых изображено «Кто живет в воде», «Что поливают водой», «Кто пьет воду», а в другом обруче — картинки с изображением животных, птиц, насекомых, людей. Вы должны выбрать только те карточки, которые подходят вашему игровому полю.
Воспитатель: Саша, Витя, у вас какое игровое поле? (Ответы детей – «Кто живет в воде»).
Воспитатель: Значит, какие картинки вы будете искать (Ответы детей — вы только те картинки «Кто живет в воде»).
По такому же плану рассматриваются игровые поля «Что поливают водой», «Кто пьет воду».
Воспитатель: Приступайте к выполнению задания. Дети выбирают картинки и относят к своему игровому полю.
Воспитатель (подходит к ребятам каждого игрового поля): Саша, кто живет в воде? (Дети перечисляют, какие картинки они выбрали).
Воспитатель (обращаясь к другим детям): Вы согласны с выбором Саши и Вити.
По такому же плану рассматриваются игровые поля «Что поливают водой», «Кто пьет воду».
Воспитатель: Ребята, так кому же нужна вода? (Ответы детей – животным, птицам, растениям, людям). Правильно всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет, поэтому ее надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как же можно беречь воду? (Ответы детей – не засорять водоемы, закрывать кран с водой и др.)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Капельке очистить воду в ее озере.
Опыт № 5 «Очищение воды»
Воспитатель: Ребята, присядьте на стульчики. (Воспитатель сажает детей на стульчики перед монитором. Выставляет стол).
Воспитатель: У нас на столе есть стакан с грязной водой. Посмотрите, какая грязная вода — это вода из озера, где живет Капелька со своими подружками. (Воспитатель показывает детям стакан с грязной водой). В такой воде жить очень тяжело. Поэтому эту воду мы попробуем очистить. Мы возьмем воронку, вставим ее в чистый пустой графин, возьмем ватный диск.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, ватный диск пропустит мусор или нет? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим это. Мы пропустим через ватный диск, загрязненную воду и посмотрим, что с ней произойдет.
Воспитатель: Маша, помоги мне, пожалуйста – не торопясь вылей воду в воронку. (Ребенок вместе с воспитателем пропускает загрязненную воду через ватный диск, вода становится чистой).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на ватный диск. Каким он стал? (Ответы детей – ватный диск стал грязным).
Воспитатель: Ватный диск стал грязный, на нем остались кусочки грязи, мусор. А какой стала вода? (Ответы детей – вода стала чистой).
Воспитатель: А теперь давайте возьмем стакан с чистой водой и выльем в озеро, где живет Капелька. (Выливаем воду в поддон с чистой водой).
На экране появляется картинка с чистым озером.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на озеро, где живет Капелька.
Воспитатель: Какой стала вода в озере? (Ответы детей – вода стала чистой, прозрачной).
Воспитатель: Ребята, а если вода чистая, то в такой воде обязательно зацветут и распустятся цветы – кувшинки. Давайте убедимся в этом.
Воспитатель: Давайте запустим в озеро, где живет Капелька, цветы и посмотрим, что с ними произойдет: если вода грязная – то ни один цветок не распустится, а если вода чистая, то все цветы – распустятся.
Воспитатель: Возьмите каждый по цветку (дети берут цветок – заготовку) и опустите его в воду.
Заучит музыка
Дети и воспитатель запускают в воду цветы и наблюдают. Через некоторое время цветы распустят свои лепестки.
Воспитатель: Ребята, смотрите, цветы стали распускать свои лепесточки!
Воспитатель: Ура! Вода в озере стала чистой! Вы настоящие спасатели и защитники природы. Вы помогли Капельке очистить ее озеро, за это Капелька награждает вас знаками защитников природы. (Воспитатель вешает детям значки – эмблемы «Защитник природы»).
Воспитатель: Пришло время прощаться с Капелькой и отправляться в детский сад. Ребята, занимайте места на своих волшебных кораблях, мы отправляемся в детский сад (звучит музыка). Дети и воспитатель возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, вы были настоящими спасателями. Вам понравилось наше путешествие? Что мы с вами делали? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Мне было очень интересно вместе с вами путешествовать. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам… (Воспитатель дарит детям….)