Конспект образовательной деятельности
«Путешествие по сказкам С.Я. Маршака»
в форме маршрутной игры
для детей старшего дошкольного возраста
Кухаренкова Екатерина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ № 41,
п. Рябово, Тосненский район Ленинградской обл.
Задачи
Обучающие: закреплять знания детей о прочитанных сказках С.Я. Маршака, продолжать формировать умения находить первый и последние звуки в словах, считать количество звуков в словах; закреплять состав числа 7.
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, мыслительную активность,
Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия.
Предварительная работа: Чтение детям книг по теме. Оформление зала работами детей и иллюстрациями на тему.
Оборудование: письмо; колокольчики; столы по количеству остановок; жетоны разных цветов по количеству детей; маршрутные листы; разрезные картинки с иллюстрациями из сказок Маршака; «полянка»; цветные карандаши, раскраски-головоломки по количеству детей; мяч; картинки с изображением животных из сказки «Глупый мышонок»; картинки-вещей из сказки «Багаж»; пазлы, раскраски, фломастеры, загадки – для полянки отдыха.
В зале подготовлены места для остановок, на каждой остановке ребят ждет взрослый (воспитатели других групп, если это открытое мероприятие для педагогов; родители, если это мероприятие с родителями).
Ход игры:
В зал заходят воспитатель и дети, видят письмо от воспитателя младшей группы. За столами сидят воспитатели. На столах приготовлены задания, колокольчик. Каждый стол пронумерован.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем от кого это письмо?
«Здравствуйте, дорогие ребята! К нам в группу забежал разбойник, порвал книжку С.Я.Маршака, унес и разбросал все листы в этом зале, а наши детки так хотели послушать сказки. Пожалуйста, помогите собрать и склеить книгу. Что бы собрать все листы, необходимо выполнить все задания правильно. Я очень надеюсь на вашу помощь»
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь детям младшей группы?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Ребята, давайте разделимся по командам и отправимся в путь. Как можно разделиться?
Дети предлагают варианты (с помощью считалочки, по интересам, с помощью жеребьевки, жетончиков, раздать билеты).
Воспитатель: Ребята, у меня есть жетоны, пусть каждый возьмет себе по одному и узнает в какой он команде. Каждая команда выберет себе капитана. (дети делятся на команды, разбирают маршрутные листы)
Пример маршрутного листа (составляются так, что бы маршруты разных команд не совпадали (1-2-3-4-5; 2-3-4-5-1; 3-4-5-1-2; 4-5-1-2-3; 5-1-2-3-4)
Воспитатель: Прежде чем отправится в путешествие, давайте запомним несколько правил: задания выполняются по маршрутному листу; если во время задания у вас возникли трудности, то с помощью колокольчика вы можете позвать меня на помощь; если задание вы уже выполнили, а следующая остановка занята, то приезжайте на полянку и ждете, своей очереди. Когда выполните все задания, приезжайте ко мне на полянку.
Воспитатель: Итак, все готовы? Тогда поехали! (дети, выполнив задания, получают части иллюстраций из книг С.Я.Маршака, собрав все листы, дети собирают и склеивают иллюстрации)
Остановка «Отгадай-ка»
Ведущий задает загадки, которые написал для детей С.Я.Маршак — Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
— Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)
-Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
-Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги)
-Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)
«Знаешь ли ты этих героев?». Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.
1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»
2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной, «Вот какой рассеянный»
3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»
Остановка «Физкультурная»
Ведущий читает стихотворение, дети делают физкультминутку.
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
(прыжки на двух ногах)
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
(подскоки с ноги на ногу)
Я тебя ладонью хлопал, (хлопки) Ты скакал и звонко топал. (топают)
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад. (прыжки на двух ногах)
А потом ты покатился и назад не воротился. (бег вокруг ведущего)
Остановка «Багаж»
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, что сдавала дама в багаж. (читает начало стихотворения и выкладывает перед детьми соответствующие картинки)
Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину,
Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
Вопросы детям:
Сколько всего вещей сдала дама в багаж? (7)
Каким по счету была картина? Чемодан? Собачонка?
Ребята, на вокзале только два грузчика. Давайте поможем разложить этот багаж на две тележки. (выкладывает картинки тележек) Подумайте и покажите, как можно это сделать по разному. (1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 1 и 6)
Остановка «Лабиринт»
На этой остановки необходимо пройти и нарисовать выход из лабиринта.
(Детям предлагаются на выбор лабиринты)
Остановка «Глупый мышонок»
Ведущий спрашивает у детей: — Чьи это слова? После того как дети отгадывают, достает соответствующею картинку.
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадь)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «лошадь» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем сколько всего в этом слове звуков?»
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинка)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «свинка» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем сколько всего в этом слове звуков?»
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (жаба)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «жаба» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем сколько всего в этом слове звуков?»
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «утка» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем сколько всего в этом слове звуков?»
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышь)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «мышь» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем сколько всего в этом слове звуков?»
А чью песенку не смог услышать мышонок? (щука)
Ребята, а давайте, произнесем медленно слово «щука» и ответим на вопросы «Какой звук слышится первым? Какой звук последний? Давайте посчитаем, сколько всего в этом слове звуков?»
После того, как дети выполнят задания и получат части иллюстраций из книг С.Я.Маршака, собирают и склеивают получившеюся иллюстрации.
Ведущий: Что мы сегодня делали? Кому мы помогли? (вопросы ко всем детям) Из какого стихотворения у вас иллюстрации? (вопрос к каждой команде). Вы все сделали правильно, молодцы, а теперь давайте отнесем поскорее малышам почитать книгу С.Я.Маршака.
Список использованного материала
http://kladraz.ru/blogs/ekaterina-vjacheslavovna-kuharenkova/konspekt-igrovoi-situaci-puteshestvie-v-korolevstvo-oseni-v-starshei-grupe.html (мой блог на сайте «Кладовая развлечений)
http://3xtur.ru/scenarii-po-proizvedeniyam-s-ya-marshaka/
http://poetry4kids.ru/marshak-zagadki.htm