Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Путешествие в Страну Чувств»
(с воспитанниками 6-7 лет)
Лавриненко Ирина Андреевна,
педагог-психолог МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Цель: Формирование знаний у детей об эмоциях человека, об особенностях их проявления в различных ситуациях.
Задачи:
- Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
- Упражнять в понимании эмоционального состояния человека на основе его мимики.
- Формирование навыков анализа своего внутреннего состояния и внутреннего состояния других людей.
- Тренировать произвольное внимание и самоконтроль.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать мимические навыки.
- Воспитывать у детей умение сорадоваться.
Материалы: бумажные цветы с именами детей (по 2 — контрастного цвета – на каждого ребенка), «видео-письмо» от Бугеника, карта-схема Страны Чувств, стол, кружочки-тарелки разного цвета, зубная паста, влажные салфетки, сундучок, ворота, ключи, портреты детей, выражающие разные чувства, макеты следов чувств (с различной поверхностью – шершавой, гладкой, пушистой, твердой, мягкой), разрезной портрет Бугеника, листы цветной бумаги,
Технические средства: интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Подготовительный этап.
Цель – установление эмоционально-позитивного контакта педагог –
ребенок.
Психолог: Здравствуйте, ребята.
Приветствие «Здороваемся необычно»
Психолог: Сегодня, я предлагаю вам испытать новые эмоции, и освоить нетрадиционные приветствия.
Предлагаю несколько вариантов приветствия:
- здороваемся тыльной стороной ладони,
- стопами ног,
- коленями,
- плечами,
- лбами и т. п.
- Мотивационный этап. Знакомство с Бугеником, с историей сказочного персонажа, соответствующей теме занятия, обозначение для детей темы занятия.
Психолог: Я очень хочу познакомить вас со своим другом Бугеником. Это розовый Слоненок. Слоненок очень-преочень умный и очень-преочень добрый. Но, где бы он не появлялся, что бы он не делал, с кем бы он не играл или ни разговаривал, обязательно случалось что-то злое и глупое, от чего расстраивался и он сам, и другие.
Мама часто грустит: «У всех слонята, как слонята, а ты… игрушки не убрал? И с воспитательницей вчера поссорился. А велосипед зачем разобрал? Опять ракету строишь?»
Раздается звук SMS-сообщения.
Психолог: Кажется, пришло письмо по электронной почте. От кого бы оно могло быть? Посмотрим.
Видео-письмо:
«Здравствуйте, ребята! Моя мама часто грустит из-за меня и я решил в Стране Эмоций узнать, что же нужно сделать, чтобы мама никогда не грустила.
Но Грусть, Злость и Страх захватили власть в этой стране, меня бросили в темницу, а Радость, Удивление и Интерес выгнали. Ребята, помочь мне можете только вы. Пройдите три испытания и вызволите меня, пожалуйста».
Психолог: «Это же Бугеник просит о помощи! Что же мне делать?? Что же мне делать? Это же мой друг, он в беде!!!! Мне без вашей помощи не справиться! Ребята, помогите, пожалуйста, пройти три испытания!»
- Практический этап. Специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия, задания на развитие познавательных процессов, упражнения для снятия мышечного напряжения.
Раздается сигнал задания и анимация, высвечивается стена, на которой изображены лица мультипликационных героев с эмоциями: грусть, злость, страх.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель упражнения: понимание эмоционального состояния человека на основе его мимики.
Психолог: «Посмотрите на лица этих героев – они заколдованы. Вы расколдуете их, если угадаете по выражению лица, какие эмоции испытывают они».
Дети по желанию начинают отгадывать изображенные эмоции и рассказывать о своих эмоциях. Когда первая эмоция разгадана, картинка «улетает» с экрана и «прилетает» картинка с эмоцией радость и так далее с двумя оставшимися эмоциями.
В процессе отгадывание педагог-психолог уточняет, как дети определили ту или иную эмоцию (брови, губы, глаза).
Психолог: «Какие Вы молодцы! Помогли мне справиться с 1 испытанием!»
Звук аплодисментов и анимация ладошки.
Видео — тумана.
Психолог: Ой, что-то я плохо вижу, что происходит? (Наводящие вопросы: чувствую на своем лице что-то влажное, кажется мелкие, мелкие капельки, что-то похожее на дым, но не пахнет дымом).
Подвижная игра-разминка «Туман»
Цель игры: тренировка произвольного внимания и самоконтроля.
Психолог: Правильно! Это туман! Он состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратиться в капельки этого тумана. Двигаемся врассыпную по ковру под музыку, а по моему хлопку объединяемся в пары, а если услышите 2 хлопка, то разбегаетесь по ковру.
Раздается сигнал задания и анимация, затем на экране – кадр из фильма «Королевство кривых зеркал» — стражники
Продуктивная деятельность: «Нарисуй эмоцию»
Цель: развитие творческого воображения, образного мышления.
Психолог: Ой, а это кто?
Дети: Это стражники.
Психолог: Стражники охраняют ворота. Пройти через ворота мы сможем, выполнив задание. Садитесь за столы. Вам предстоит нарисовать с помощью зубной пасты разные эмоции людей. Выбирайте тарелочку любого цвета.
В процессе работы детей психолог обсуждает с ними, почему именно эту эмоцию нарисовал ребенок, при каких обстоятельствах он испытывал подобную эмоцию.
Психолог: Вам понравилось, как получилось? Мне очень понравилось! А теперь мимикой изобразите, что вы нарисовали, а я вас сфотографирую на память.
Психолог: Отлично! Теперь возьмите влажные салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки.
Дети: Ой, смотрите, в шкатулке ключ!
Прикладываем ключ к интерактивной доске, стражники исчезают и звук аплодисментов и анимация ладошки.
Сигнал задания и анимация «Следы»
Игровое упражнение «Угадай, какая эмоция оставила след»
Цель: развитие воображения и способности соотносить тактильное с восприятие с внутренними ощущениями.
Психолог: А сейчас мы с вами превратимся в следопытов. Потрогайте следы и пофантазируйте какая эмоция могла оставить этот след. (Наводящие вопросы: А почему, Маша, ты решила, что это … Страх, Злость и Обида?»)
Раздается звук аплодисментов и анимация.
Бугеник влетает на воздушном шаре.
Упражнение «Салют»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения сорадоваться.
Психолог: А вот и Бугеник! Ура, мы его спасли, устроим салют из цветной бумаги в честь нашей победы и в честь нашего нового друга — Бугеника! Возьмите полоски бумаги, порвите на мелкие кусочки на поднос, на счет три берем кусочки и подбрасываем вверх и кричим «Салют!».
На экране салют.
Дети быстро рвут листочки цветной бумаги на мелкие кусочки и подбрасывают в воздух на счет три.
Психолог: Присаживайтесь скорее на коврик, вы же хотите узнать чем закончилась.
Сказка от лица Бугеника: «Я вернулся домой… Мама сказала: «Как я рада, что ты пришел!» Оказывается мама очень сильно меня любит, просто так… А я то искал ответ в Стране Эмоций…»
- Рефлексивный этап. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.
Психолог: К сожалению, настала пора прощаться! Скажите, вам понравилось играть со мной и Бугеником? А в какую игру вы бы поиграли со своими друзьями или папой и мамой? Спасибо, до свидания, до новых встреч!
Ритуал прощания (сердечки).
Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Подскажите пожалуйста, какие программы может разработать педагог-психолог? ( например работа с родителями и т.д.)
Людмила, да вообще-то, каждый педагог, помимо рабочей программы, может разработать любые программы.
Если я что-то не так поняла, то напишите более конкретно.