Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Радуга талантов | ДЕТСТВО-ГИД

Радуга талантов

Программа

объединения по интересам

«Радуга талантов»

 

Парачук Андрей Валентинович,

методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»,

г. Гомель, Беларусь

 

Пояснительная записка

Данная программа направлена на решение у детей с ОПФР следующих воспитательно-образовательных задач:

стимулирование интереса у детей с ОПФР к декоративно-прикладной деятельности;

расширение сенсорного опыта и знаний детей об окружающей действительности;

активизация речевого общения детей;

воспитание культуры поведения во время совместной деятельности;

развитие коммуникативных навыков;

воспитание самостоятельности;

развитие общетрудовых умений и навыков.

 Особенности программы и методы работы.

 В настоящее время большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разрабатываются формы работы с такими детьми, выявляются потенциальные их способности к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии реализуются с помощью системы специального образования. Эта работа проводится с учетом возраста ребенка, особенностей развития, условий проживания и т.д. Учитываются все возможные факторы для создания оптимально благоприятной воспитательной и образовательной среды для таких детей.

Организация образовательно-воспитательного процесса осуществляется на основе специальных программ, позволяющих компенсировать или корректировать трудности развития, недостатки обучения и поведения детей. При организации такого процесса педагогический коллектив ориентирован на максимальную реализацию возможностей и резервов детей с опорой на возрастные особенности, на создание благоприятного климата, который определяется, прежде всего, продуктивным общением, взаимодействием взрослого и ребенка, ребенка и сверстников.

На фоне основного компонента коррекционно-развивающего обучения, огромную помощь в реализации таких задач, как развитие коммуникативных навыков, освоение некоторых умений ручного труда, создание предпосылок профессиональной деятельности, организации свободного времени детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) оказывает дополнительное внешкольное обучение и воспитание.

Задача социальной адаптации детей, имеющих особенности психофизического развития, в педагогической системе является одной из важнейших. В связи с этим совместная практическая деятельность в любых ее формах является благодатной почвой для сотрудничества детей. Детям с особенностями психофизического развития (ОПФР), испытывающим страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющим самостоятельно установить контакт и что-либо делать совместно с другими детьми, такой вид деятельности оказывает очень большую помощь.

Планируя работу кружка для детей с ОПФР, руководитель должен знать возможности детей, учитывать быструю истощаемость нервной системы детей и их неуравновешенность, а порой и импульсивность. Руководителю необходимо помнить и учитывать такие особенности, присущие большинству детей с ОПФР, как интеллектуальная пассивность, отсутствие достаточной познавательной активности, недостаточный уровень мыслительных операций, слабая память, отсутствие трудолюбия и др. Общие особенности детей с ОПФР требуют от руководителя кружка определенной логики объяснения материала, использования специфических методов и приемов на занятиях. Например, организация детской деятельности в темпе, позволяющем предоставить детям время на осмысление, многократные повторения, постоянный контроль за деятельностью детей, использование наглядности, снижение уровня трудности во время занятия, соблюдение щадящего режима работы, использование игровых методов во время объяснения материала, отсутствие отвлекающих факторов. Также существует регламент, т.е., перечень правил, который необходим руководителю кружка, в котором занимаются дети с ОПФР.

Рассмотрим еще один немаловажный аспект организации кружковой деятельности в специальном образовании: важно ли для руководителя кружка близкое знакомство с диагнозами и специфическими особенностями развития детей? Несомненно, глубокая коррекция не входит в рамки его профессиональной компетентности. В то же время непонимание, переоценка или игнорирование клинической «составляющей» недостатков психофизического развития ребенка, приводят к сужению возможностей обучения и, зачастую, не дает ни какой положительной динамики в его развитии и обучении. Ребенок посещает кружок по вышивке уже три месяца, удивляемся мы, но не освоил даже элементарных приемов работы с иглой. Удивляться нечему, если руководитель кружка не провел предварительную работу: поинтересовался у родителей об особенностях развития и возможностях ребенка, не уточнил диагноз, не проконсультировался с педагогами-дефектологами и не запланировал соразмерное возможностям ребенка пошаговое обучение, не использовал индивидуальный дифференцированный подход к ребенку. Сделаем вывод: руководитель кружка обязан знать об индивидуальных особенностях детей, если действительно хочет помочь им в освоении какой-либо деятельности.

Результатом работы в кружке является готовое изделие (в декоративно-прикладном творчестве – это поделка, в изобразительном – рисунок, в техническом моделировании – законченная изготовленная модель, в театрально-игровой деятельности таким изделием может быть как созданная руками детей кукла, так и подготовленная театральная постановка) и, как следствие, демонстрация этого изделия на различных выставках. Готовые изделия детей с ОПФР крайне редко могут конкурировать с работами детей, не имеющих отклонений в развитии, и иногда руководители кружков определяют такого ребенка, как бесперспективного для занятий в кружке, считая такие занятия малопродуктивными, так как они требуют больше усилий и не всегда позволяют демонстрировать результат. Это в корне неверный подход. В центре внимания при работе с ребенком (любым ребенком, а тем более с ребенком-инвалидом или отстающим в развитии) не стремление к показательной результативности, а предоставление возможностей для развития, создание комфортной среды, где дети могли бы познавать окружающий мир и самосовершенствоваться.

Стоять в стороне, восхищаясь достижениями других детей, знать, что ты никогда не сможешь достичь таких же результатов, испытывать чувство стороннего наблюдателя – все это действительно тот горький опыт, который получают многие дети с нарушениями психофизического развития. Поэтому руководитель кружка, работающий с детьми ОПФР, руководствуясь законом «О правах ребенка», соблюдая все этические и профессиональные нормативы, постоянно самосовершенствуются, чтобы иметь возможность создать во время работы кружка комфортную воспитательную среду для всех детей.

Кружковая работа с детьми ОПФР отличается длительностью занятий, наполняемостью группы, особым подходом к технике безопасности и т.д.

Направления деятельности кружковой работы с детьми с ОПФР многообразны. В дошкольном и младшем школьном возрасте предпочтение отдается таким направлениям деятельности, как рисование, начальный этап аппликации из бумаги. В среднем звене школы детям предлагается более усложненный вариант аппликации, элементарное рисование постепенно тоже усложняется и дети могут посещать изостудии. В этом возрасте очень актуальны кружки по бисероплетению, работе с изонитью, природным материалом (инкрустация соломкой, флористика и др.), освоение компьютерной техники, театрально-игровая деятельность и кукольный театр. Что касается кружков танцевальных и хоровых, если речь идет о приобретении общих навыков движения и пения и если руководитель имеет опыт работы с детьми ОПФР, то такая деятельность особенно приветствуется.

В старшем школьном возрасте кружковая работа носит уже целевую профессиональную направленность, что является неоценимой помощью для подготовки детей к дальнейшей самостоятельной жизни. Варианты кружковой работы здесь более широкие: кружки по вязанию, вышивке, шитью, садоводству, разнообразная декоративно-прикладная деятельность, фотодело, работа в мастерских и др. Главное здесь заинтересованность ребенка и соответствие его возможностей предлагаемому труду.

Трудовое воспитание и обучение – это органическая часть, основа всякой внешкольной деятельности. Цели и задачи трудового обучения в работе с детьми ОПФР можно сформулировать так:

формирование правильного отношения детей к труду;

воспитание трудолюбия и культуры труда;

овладение умениями обработки различных материалов доступных детям с ОПФР;

общее ознакомление с техникой и доступными для понимания детей профессиями;

развитие и воспитание участников кружка: интеллектуальное, нравственное, эстетическое.

В процессе труда расширяется кругозор детей, развиваются творческие способности, формируются первоначальные общетрудовые умения планирования, организации и контроля своего труда. Задача руководителя кружка на первом этапе – показать детям, как следует правильно организовать свой труд, с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию и т.д. Показывая детям различные технологические операции, необходимо добиваться того, чтобы дети поняли их смысл. Конечно, в работе с детьми с ОПФР это займет гораздо больше времени, поэтому руководитель кружка должен учитывать эти трудности при планировании работы в начале года, если в его кружок зачислены такие дети.

Трудовые процессы требуют от ребенка напряженности, повышенного внимания, что вызывает у него много излишних усилий, создает напряженность всей мышечной системы, а не только пальцев рук, принимающих участие в трудовой операции. Это ведет к общей утомляемости и повышению мышечного тонуса, что совершенно недопустимо при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Следовательно, планируя работу с детьми ОПФР в кружке необходимо избегать непосильной для них работы, а на освоение практических приемов отводить больше времени. Руководитель должен строго определять логическую последовательность выполняемого задания, давать его небольшими порциями, идти в работе от простого к более сложному.

Учитывая то обстоятельство, что у многих детей с ОПФР ослаблена мускулатура пальцев рук, а у детей с детским церебральным параличом мелкая моторика пальцев грубо нарушена, следует регулярно во время занятий проводить кратковременные упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений, а также давать детям время для расслабления и отдыха.

Чтобы трудовая направленность работы кружка имела развивающее значение, она должна быть детьми осознана. Детям должно быть понятно, что они будут делать, с какой целью, где будут использовать те или иные изделия. У детей с нарушением интеллектуальной деятельности объем памяти, как правило, очень мал, однообразный и растянутый во времени труд быстро их утомляет, поэтому успех в работе с такими детьми во многом зависит от того, как руководитель построит занятие. С детьми до двенадцати лет не рекомендуется планировать создание одного изделия на протяжении несколько занятий. Это может привести к тому, что, начав на одном занятии работу, ребенок к следующему занятию потеряет к ней интерес и работа не будет закончена. Поэтому на каждом занятии работа строится так, чтобы ребенок прослеживал ее начало и окончание с готовым результатом труда. Немного позже (а может быть и никогда), когда ребенок освоит соответствующие навыки и умения, сможет прослеживать свою работу во времени и возвращаться к ней, у руководителя появится возможность воплощать в жизнь более сложные методы и приемы в работе. К сожалению, для некоторых категорий детей такой усложненный вариант труда никогда не станет доступным.

Цели и задачи:

  1. Изобразительная деятельность:

знакомство с доступными детскому восприятию видами изобразительного искусства, углубляю представления детей о живописи;

выявление индивидуальные особенности детей в изобразительной деятельности;

развитие образное мышление, творческую активность детей, их познавательные способности;

использование изобразительную деятельность в качестве метода арт-терапии;

помочь детям выразить себя с помощью изобразительной деятельности.

  1. Пластилинография и аппликация:

демонстрировать способы создания творческих работ из различных по своим свойствам и фактуре материалов;

знакомство детей с разнообразными техниками выполнения работ;

тренировать умение работать с ножницами и клеем, знакомлю с приемами вырезания и наклеивания;

способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; тренировать зрительно-моторную координацию;

  1. Театрально-игровая деятельность:

учить передавать особенности художественного образа с помощью движений, мимики;

формировать элементарные навыки кукловождения;

включать литературное слово в повседневную жизнь ребенка;

учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту;

стимулировать и поддерживать желание детей узнавать новое, стремиться обогащать кругозор детей;

побуждать детей к чтению,

сосредотачивать внимание на активизации творческого рассказывания;

А также:

подготавливать и проводить выставки творческих работ;

принимать участие в концертных программах и фестивалях для детей и подростков с особенностями психофизического развития.

Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально исходя их потребностей детей с особенностями психофизического развития. Продолжительность занятия 35 минут.

Воспитательный аспект:

воспитание социально-адаптированной личности;

воспитание настойчивости в достижении поставленных задач и преодоление трудностей;

воспитание уверенности в собственных силах.

Развивающий аспект:

развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;

развитие наглядно-образного мышления, репродуктивного воображения;

развитие мотивации к творческому поиску.

Образовательный аспект:

развитие интеллектуальных и специальных творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами изобразительного искусства, развивающих игр, предметно-прикладной деятельности и кукольного театра;

формирование познавательных интересов, расширение кругозора в области рисования, предметно-прикладной деятельности.

  1. Вводное занятие.

Общее знакомство с предметом. Краткое изложение программы. Порядок и план работы кружка.

  1. Изобразительная деятельность.

Умение рисовать фигуры без линейки. Штриховка в различных направлениях. Развитие воображения и навыков творческого рисования. Составление узора. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах.

  1. Техника папье-маше.

Выполнение всех этапов техники папье-маше: создание основы из пластилина, заклеивание бумагой, тонирование и выравнивание, раскрашивание изделия.

  1. Театрально-игровая деятельность. Кукольный театр.

Чтение литературных произведений. Проигрывание по ролям. Имитационный и жестовые игры. Умение держать и руководить различными видами кукол. Работа с ширмой. Создание доступных совместных постановок кукольного театра.

  1. Техника коллаж.

Освоение всех этапов создания коллажа: подбор необходимых элементов, создание композиции, вклеивание.

  1. Работа с природным материалом.

Подбор необходимого материала. Засушивание и хранение. Создание композиции.

  1. Предметно-прикладная деятельность.

Работа с ножницами, клеем, пластилином, бумагой. Накладывание мелких деталей на более крупные. Освоение доступных видов аппликации: на плоскости, двусторонняя, объемная. Создание индивидуального альбома работ. Совмещение видов деятельности, предусмотренных программой, для создания персонального титульного листа альбома. Сшивание листов альбома.

  1. Заключительное занятие.

Проведение выставки творческих работ детей совместно с родителями. Подведение итогов работы за год. Обсуждение перспектив будущего года.

Форма работы в кружке с детьми с ОПФР

Форма работы выбирается руководителем кружка исходя из потребностей каждого ребенка: групповая и/или индивидуальная. Выбор этот основывается на главном принципе коррекционно-воспитательного процесса – дифференцированный подход к каждому ребенку, внимательное и уважительное отношение к его здоровью, потребностям и возможностям. Безусловно, приветствуется групповая работа, и если бы речь шла о работе с детьми, развивающимися соразмерно общепринятой норме, то индивидуальный метод во время работы кружка просто не применялся бы, но в условиях ГГЦКРОиР индивидуальная работа руководителя кружка с воспитанником иногда единственно возможная.

Как групповая, так и индивидуальная работа в кружке с детьми ОПФР имеет свои преимущества.

При использовании технологии коллективного способа работы в кружке у воспитанников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, осознание достоинств и ограничений. Коллективная деятельность стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывает социальные мотивы обучения, чувство ответственности, творческое отношение к делу.

При всех преимуществах группового занятия, в ГГЦКРОиР есть дети, которым такая коллективная деятельность еще не доступна в силу специфики дефекта. Но такие дети не должны лишаться возможности дополнительного образования. Объективных причин для этого нет, поэтому руководитель кружка выбирает индивидуальный метод работы с детьми с ОПФР.

Способы организации педагогического воздействия.

обеспечение преемственности работы «учреждение дополнительного образования» — «центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

обеспечение преемственности «семья – кружок»

организация консультаций для родителей по вопросу проведения занятий на дому, консультирование по вопросам организации семейного досуга.

Ожидаемые результаты.

Основным результатом обучения является социализация детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворения, способствовать воспитанию положительных качеств личности, что особенно важно для детей, которые по причине ограниченных жизненных возможностей сталкиваются с такими негативными явлениями, как изоляция и отторжение, что, безусловно, отрицательно сказывается на развитии личности. В этом контексте все этапы работы данного кружка создают благоприятные условия для общения на фоне положительного творческого и трудового опыта.

 Тематический план кружка «Радуга талантов»

 1 группа

Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 2 0 2
2 Изобразительная деятельность 2 20 22
3 Предметно-прикладная деятельность 1 27 28
4 Работа с природным материалом 1 5 6
5 Театрально-игровая деятельность 2 16 18
6 Кукольный театр 2 14 16
7 Аппликация 2 24 26
8 Изготовление работ в технике папье-маше 2 10 12
9 Изготовление работ в технике коллаж 2 10 12
10 Итоговое занятие 2 0 2
  ИТОГО 18 126 144

2 группа

Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 2 0 2
2 Изобразительная деятельность 2 20 22
3 Предметно-прикладная деятельность 1 27 28
4 Работа с природным материалом 1 5 6
5 Театрально-игровая деятельность 2 16 18
6 Кукольный театр 2 14 16
7 Аппликация 2 24 26
8 Изготовление работ в технике папье-маше 2 10 12
9 Изготовление работ в технике коллаж 2 10 12
10 Итоговое занятие 2 0 2
  ИТОГО 18 126 144

3 группа

Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 2 0 2
2 Изобразительная деятельность 2 16 18
3 Предметно-прикладная деятельность 1 25 26
4 Работа с природным материалом 1 3 4
5 Театрально-игровая деятельность 0 40 40
6 Кукольный театр 1 3 4
7 Аппликация 1 5 6
8 Изготовление работ в технике папье-маше 0 4 4
9 Изготовление работ в технике коллаж 0 2 2
10 Итоговое занятие 2 2 2
  ИТОГО 10 62 72

Литература

  1. Армии Тойбнер. Прикольные поделки из цветной бумаги.
  2. Вагуро Е. В. Сборник «Коррекционная работа в дошкольном учреждении»; Минск; Мастацкая литаратура, 2000.
  3. Захарова Ю. В. «Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; учебно- методическое пособие для педагогов; Минск: Народная асвета, 2011 (серия «Азбука самостоятельности»).
  4. Информационный ресурс. ГЦК Рои Р CKROIR.gorodgomel.by
  5. Рисуем узоры и орнаменты «Учение с увлечением»- Мозырь; Белый ветер, 2011.
  6. Русакова М. А. Аппликация, Москва, «Просвещение», 1987
  7. 35 развивающих уроков рисования для дошкольников с методическим приложением; Минск; ЧУП «Издательство Юнипресс, 2004.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.