Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки»

Конспект образовательной деятельности

«Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки»

 

Гаврилюк Анна Владимировна,

                                    воспитатель МБДОУ №136 г. Мурманска

 

Цель: формировать умение детей рассматривать пейзажную картину, обращая внимание на выразительные средства изобразительного искусства.

Ход образовательной деятельности:

Педагог предоставляет детям в течении 2-3 мин. возможность рассмотреть картину и подумать, как она может называться:

Воспитатель:  Помните, что название картины не должно быть длинным, а из короткого названия должно быть понятно,о чем рассказывает эта картина.

Выслушав предположения детей о названии картины, воспитатель обобщает:

– Действительно, на картине известного мурманского художника Виталия Николаевича Бубенцов изображена осень, поэтому название её так или иначе связано с этим словом. Сам художник назвал свой пейзаж «Осенние сопки». — Я сказала о картине – пейзаж. Кто знает, что означает это слово? (Предположения детей.) Да, это картина, изображающая природу:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Михаил Яснов

Воспитатель:  Как вы думаете, осень на картине Виталия Бубенцова только началась или подходит к концу? Какие краски использовал художник, изображая осеннее небо? Посмотрите на сопки – вот эти горы с округлыми вершинами, покрытые невысокими деревьями и кустарниками. Какие краски выбрал художник для них? А какие слова вы подберете для определения цвета воды в озере? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, сурова природа нашего Заполярного края, неярки её краски поздней осенью: пасмурное синевато-серое небо (про такое иногда говорят «свинцовое»), темные воды холодных озер, скалистые сопки цвета охры — от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого цвета. Не зря написал поэт эти строки:

За окном моим на сопках мокрых –

Золотая сказка наяву.

Где достала осень столько охры,

Чтоб покрыть все листья и траву?

Владимир Матвеев

Воспитатель:  Представьте, что вы оказались на вершине ближайшей к вам сопки. Где вы будете стоять и что увидите, находясь на этом месте? Что вы услышите? Какие запахи вы ощутите? Есть ли ветер? Идет ли дождь? Чем покрыта земля под вашими ногами? (Травой, мхом, опавшими листьями.)

Воспитатель: В коробочки на ваших столах я положила что-то, что нашла на сопке, похожей на ту, что изображена на картине Виталия Бубенцова. Как вы думаете, что в этих коробочках? Да, это белый мох – ягель, главная пища северных оленей. Не зря ягель называют порой «олений мох». Какой он на ощупь? С чем его можно сравнить? Почему? Посмотрите внимательно на картину: белый лесной мох, словно пышный ковер, на котором яркими, резко отличающимися по цвету – контрастными – пятнами выделяются светло-жёлтые кроны карликовых березок, темно-зеленые сосенки и темно-серые валуны – большие округлые камни. Посмотрите, сколько в ваших коробочках разных камней: малых и побольше, гладких и ребристых. В наших сопках оглянешься – не столько деревьев кругом, сколько камней. Неудивительно, что поэт Николай Колычев в своем стихотворении называет Север повелителем, владыкой камней:

Камни малые и великие,

Камни гладкие и ребристые…

Север, Север – камней владыка –

Твердо-каменный, каменистый.

Хмурый, северный лес – как книга,

В нем тропинки – закладки к сказкам.

Север, Север – камней владыка –

Как отец ты – угрюм и ласков.

Воспитатель:   Посмотрите ещё раз на картину. Как вы думаете, хотел ли художник, чтобы нам понравился этот пейзаж? Иногда мы не замечаем красоту окружающей нас природы. А художники – очень внимательные люди. Их картины помогают нам внимательнее всмотреться в знакомый пейзаж и увидеть красоту окружающего мира. Нет в нашем заполярном краю радующих глаз высоких белоствольных берез, величественных сосен до неба. Не увидит здесь путешественник ярких красок. Но маленькие карликовые березки, украшенные в осеннее золото листьев, невысокие темно-зеленые сосенки, темно-серые валуны посреди белого ягеля словно сплетаются в чудесный цветной узор, радующий глаз.

По окончании беседы можно предложить детям отразить свои впечатления в рисунках, выполнив набросок пейзажа. Предварительно стоит еще раз уточнить цвет самых больших пятен – основных частей пейзажа (небо, сопки, озеро). Посоветуйте детям сразу заполнить цветом весь лист, не отвлекаясь на мелкие детали изображения. Закончить пейзаж можно будет, когда высохнет основной фон.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.