Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки» | ДЕТСТВО-ГИД

Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки»

Конспект образовательной деятельности

«Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки»

 

Гаврилюк Анна Владимировна,

                                    воспитатель МБДОУ №136 г. Мурманска

 

Цель: формировать умение детей рассматривать пейзажную картину, обращая внимание на выразительные средства изобразительного искусства.

Ход образовательной деятельности:

Педагог предоставляет детям в течении 2-3 мин. возможность рассмотреть картину и подумать, как она может называться:

Воспитатель:  Помните, что название картины не должно быть длинным, а из короткого названия должно быть понятно,о чем рассказывает эта картина.

Выслушав предположения детей о названии картины, воспитатель обобщает:

– Действительно, на картине известного мурманского художника Виталия Николаевича Бубенцов изображена осень, поэтому название её так или иначе связано с этим словом. Сам художник назвал свой пейзаж «Осенние сопки». — Я сказала о картине – пейзаж. Кто знает, что означает это слово? (Предположения детей.) Да, это картина, изображающая природу:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Михаил Яснов

Воспитатель:  Как вы думаете, осень на картине Виталия Бубенцова только началась или подходит к концу? Какие краски использовал художник, изображая осеннее небо? Посмотрите на сопки – вот эти горы с округлыми вершинами, покрытые невысокими деревьями и кустарниками. Какие краски выбрал художник для них? А какие слова вы подберете для определения цвета воды в озере? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, сурова природа нашего Заполярного края, неярки её краски поздней осенью: пасмурное синевато-серое небо (про такое иногда говорят «свинцовое»), темные воды холодных озер, скалистые сопки цвета охры — от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого цвета. Не зря написал поэт эти строки:

За окном моим на сопках мокрых –

Золотая сказка наяву.

Где достала осень столько охры,

Чтоб покрыть все листья и траву?

Владимир Матвеев

Воспитатель:  Представьте, что вы оказались на вершине ближайшей к вам сопки. Где вы будете стоять и что увидите, находясь на этом месте? Что вы услышите? Какие запахи вы ощутите? Есть ли ветер? Идет ли дождь? Чем покрыта земля под вашими ногами? (Травой, мхом, опавшими листьями.)

Воспитатель: В коробочки на ваших столах я положила что-то, что нашла на сопке, похожей на ту, что изображена на картине Виталия Бубенцова. Как вы думаете, что в этих коробочках? Да, это белый мох – ягель, главная пища северных оленей. Не зря ягель называют порой «олений мох». Какой он на ощупь? С чем его можно сравнить? Почему? Посмотрите внимательно на картину: белый лесной мох, словно пышный ковер, на котором яркими, резко отличающимися по цвету – контрастными – пятнами выделяются светло-жёлтые кроны карликовых березок, темно-зеленые сосенки и темно-серые валуны – большие округлые камни. Посмотрите, сколько в ваших коробочках разных камней: малых и побольше, гладких и ребристых. В наших сопках оглянешься – не столько деревьев кругом, сколько камней. Неудивительно, что поэт Николай Колычев в своем стихотворении называет Север повелителем, владыкой камней:

Камни малые и великие,

Камни гладкие и ребристые…

Север, Север – камней владыка –

Твердо-каменный, каменистый.

Хмурый, северный лес – как книга,

В нем тропинки – закладки к сказкам.

Север, Север – камней владыка –

Как отец ты – угрюм и ласков.

Воспитатель:   Посмотрите ещё раз на картину. Как вы думаете, хотел ли художник, чтобы нам понравился этот пейзаж? Иногда мы не замечаем красоту окружающей нас природы. А художники – очень внимательные люди. Их картины помогают нам внимательнее всмотреться в знакомый пейзаж и увидеть красоту окружающего мира. Нет в нашем заполярном краю радующих глаз высоких белоствольных берез, величественных сосен до неба. Не увидит здесь путешественник ярких красок. Но маленькие карликовые березки, украшенные в осеннее золото листьев, невысокие темно-зеленые сосенки, темно-серые валуны посреди белого ягеля словно сплетаются в чудесный цветной узор, радующий глаз.

По окончании беседы можно предложить детям отразить свои впечатления в рисунках, выполнив набросок пейзажа. Предварительно стоит еще раз уточнить цвет самых больших пятен – основных частей пейзажа (небо, сопки, озеро). Посоветуйте детям сразу заполнить цветом весь лист, не отвлекаясь на мелкие детали изображения. Закончить пейзаж можно будет, когда высохнет основной фон.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.