Конспект образовательной деятельности
«Рассматривание картины В.Н. Бубенцова «Осенние сопки»
Гаврилюк Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ №136 г. Мурманска
Цель: формировать умение детей рассматривать пейзажную картину, обращая внимание на выразительные средства изобразительного искусства.
Ход образовательной деятельности:
Педагог предоставляет детям в течении 2-3 мин. возможность рассмотреть картину и подумать, как она может называться:
Воспитатель: Помните, что название картины не должно быть длинным, а из короткого названия должно быть понятно,о чем рассказывает эта картина.
Выслушав предположения детей о названии картины, воспитатель обобщает:
– Действительно, на картине известного мурманского художника Виталия Николаевича Бубенцов изображена осень, поэтому название её так или иначе связано с этим словом. Сам художник назвал свой пейзаж «Осенние сопки». — Я сказала о картине – пейзаж. Кто знает, что означает это слово? (Предположения детей.) Да, это картина, изображающая природу:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Михаил Яснов
Воспитатель: Как вы думаете, осень на картине Виталия Бубенцова только началась или подходит к концу? Какие краски использовал художник, изображая осеннее небо? Посмотрите на сопки – вот эти горы с округлыми вершинами, покрытые невысокими деревьями и кустарниками. Какие краски выбрал художник для них? А какие слова вы подберете для определения цвета воды в озере? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, сурова природа нашего Заполярного края, неярки её краски поздней осенью: пасмурное синевато-серое небо (про такое иногда говорят «свинцовое»), темные воды холодных озер, скалистые сопки цвета охры — от светло-жёлтого до коричнево-жёлтого и тёмно-жёлтого цвета. Не зря написал поэт эти строки:
За окном моим на сопках мокрых –
Золотая сказка наяву.
Где достала осень столько охры,
Чтоб покрыть все листья и траву?
Владимир Матвеев
Воспитатель: Представьте, что вы оказались на вершине ближайшей к вам сопки. Где вы будете стоять и что увидите, находясь на этом месте? Что вы услышите? Какие запахи вы ощутите? Есть ли ветер? Идет ли дождь? Чем покрыта земля под вашими ногами? (Травой, мхом, опавшими листьями.)
Воспитатель: В коробочки на ваших столах я положила что-то, что нашла на сопке, похожей на ту, что изображена на картине Виталия Бубенцова. Как вы думаете, что в этих коробочках? Да, это белый мох – ягель, главная пища северных оленей. Не зря ягель называют порой «олений мох». Какой он на ощупь? С чем его можно сравнить? Почему? Посмотрите внимательно на картину: белый лесной мох, словно пышный ковер, на котором яркими, резко отличающимися по цвету – контрастными – пятнами выделяются светло-жёлтые кроны карликовых березок, темно-зеленые сосенки и темно-серые валуны – большие округлые камни. Посмотрите, сколько в ваших коробочках разных камней: малых и побольше, гладких и ребристых. В наших сопках оглянешься – не столько деревьев кругом, сколько камней. Неудивительно, что поэт Николай Колычев в своем стихотворении называет Север повелителем, владыкой камней:
Камни малые и великие,
Камни гладкие и ребристые…
Север, Север – камней владыка –
Твердо-каменный, каменистый.
Хмурый, северный лес – как книга,
В нем тропинки – закладки к сказкам.
Север, Север – камней владыка –
Как отец ты – угрюм и ласков.
Воспитатель: Посмотрите ещё раз на картину. Как вы думаете, хотел ли художник, чтобы нам понравился этот пейзаж? Иногда мы не замечаем красоту окружающей нас природы. А художники – очень внимательные люди. Их картины помогают нам внимательнее всмотреться в знакомый пейзаж и увидеть красоту окружающего мира. Нет в нашем заполярном краю радующих глаз высоких белоствольных берез, величественных сосен до неба. Не увидит здесь путешественник ярких красок. Но маленькие карликовые березки, украшенные в осеннее золото листьев, невысокие темно-зеленые сосенки, темно-серые валуны посреди белого ягеля словно сплетаются в чудесный цветной узор, радующий глаз.
По окончании беседы можно предложить детям отразить свои впечатления в рисунках, выполнив набросок пейзажа. Предварительно стоит еще раз уточнить цвет самых больших пятен – основных частей пейзажа (небо, сопки, озеро). Посоветуйте детям сразу заполнить цветом весь лист, не отвлекаясь на мелкие детали изображения. Закончить пейзаж можно будет, когда высохнет основной фон.