Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативно - социальных навыков у детей с ОВЗ | ДЕТСТВО-ГИД

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативно — социальных навыков у детей с ОВЗ

Из опыта работы
«Развитие эмоционально-волевой сферы и
коммуникативно — социальных навыков у детей с ОВЗ»
для детей с ОВЗ от 3 до 5 лет

Аверина Ольга Владимировна,
учитель–дефектолог
ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

Использование данного практического материала в коррекционно-развивающей работе приносит высокий положительный эффект.
По результатам я отмечаю динамику в развитии детей: формируются навыки продуктивного взаимодействия детей друг с другом, со взрослыми; дети начинают самостоятельно инициировать контакты. В течении дня у детей преобладает положительный эмоциональный фон, снимается зажатость, замкнутость, снижаются негативные эмоционально-поведенческие проявления. Дети становятся более активными, радостными, дружелюбными. Внимание становится более устойчивым, улучшается понимание простых инструкций, повышается самоконтроль.
У детей формируются сенсорные эталоны: цвета, формы, величины. Наблюдаются успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно обогащается активный словарь, улучшается зрительно – моторная координация рук и действия руки с предметами.

Месяцы: сентябрь, октябрь

Задачи:
1. Сплочение, сочувствие.
2. Поддержка, сопереживание.
3. Обучение эффективным способам общения.

Игры (название, содержание):
1. «Клеевой дождик» (Групповая форма работы). Дeти держатся за плечи друг друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес, спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя.
2. «Расскажи, что». (Индивидуальная, групповая). Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает.
3. «Слушай звуки. Угадай, что изменилось». (Групповая, индивидуальная).
4. «Групповой портрет». (Групповая).
5. «Хорошо — плохо!». (Индивидуальная, групповая).
6. «Ворвись в круг». (Групповая).
7. Настольные игры: шнуровки, вкладыши, мозаика, пальчиковый театр. Форма: групповая, индивидуальная.
8. Музыкотерапия. Песочная терапия. Акватерапия.

Месяцы: ноябрь, декабрь, январь

Задачи:
1. Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева.
2. Личностное развитие ребёнка.
3. Развитие коммуникативных качеств.
4. Развитие ВПФ.
5. Развитие толерантности, сопереживания.

Игры (название, содержание):
1. «Я построю новый дом», (индивид, групповая). Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
2. «Строители». (Индивидуальня, групповая). Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
3. «Наш колобок». (Групповая). Дети передают друг другу клубок ниток, все держатся за нитку. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.
4. «Агрессивное поведение». (Индивидуальная, групповая). Изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает.
5. «Подушка Бобо». (Индивидуальная). Сшита своими руками. Такую подушку можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. д.
6. «Попроси зайку». (Групповая). Педагог предлагает :»Уговори человека дать тебе предмет» — вербальный и невербальный варианты.
7. «Клубок ниток». (Групповая).
8. «Весёлый взгляд». (Групповая, невербальный вариант).
9. «Взаимоотношения». (Индивидуальная, групповая). Построена на обсуждении русской народной сказки «Репка».
10. «Ребёнок дня». (Групповая).
11. Музыкотерапия. Песочная терапия. Акватерапия.

Месяцы: февраль, март, апрель

Задачи:
1. Формирование чувства доверия.
2. Установление доверительных отношений.
3. Снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.

Игры (название, содержание):
1. «Поводырь». (Групповая). Один ребёнок впереди с закрытыми глазами — это поводырь, сзади – «слепой».
2. «Новоселье». (Индивидуальная, групповая). Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
3. «Строители». (Индивидуальная, групповая). Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
4. «Клубочек». ( Групповая). Дети передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.
5. «Брыкание». (Индивидуальная). Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит «Нет»; «Да и нет». Все участники делятся на две группы и спорят: Да! и Нет! Сначала тихо затем всё громче и громче!
6. «Хорошо — плохо!». (Индивидуальная, групповая).
7. «Ворвись в круг». (Групповая).
8. «Коробка переживаний». (Индивидуальная, групповая).
9. «История с продолжением». (Групповая).
10. «Конфетный дождь». (Групповая).
11. «Зеркало». (Групповая).
12. «Карикатура». (Групповая).
13. «Тень». (Групповая).

Месяц: май

Задачи:
1. Сплочённость группы.
2. Установление доверительных отношений.
3. Сочувствие, coпереживание, осознание своих чувств.
4. Снятие мышечного напряжения.

Игры (название, содержание):
1. «Двое с одним мелком». (Групповая). Под музыку рисуют одну картинку.
2. Темы: «Что я люблю», «Что я хочу знaтъ», «Прекрасные моменты», «Что меня пугает» и т.д. Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме.
3. «Рассказ о друге» (Индивидуальная, групповая).
«Зеркало». (Групповая).
4. «Карикатура», (Групповая).
5. «Тень». (Групповая).
6. «Коробка переживаний». (Индивидуальная, групповая).
7. «Эхо», (Групповая).
8. «Мы все похожи друг на друга». (Групповая).
9. «Копилка хороших поступков». (Индивидуальная, групповая).

Литература:
1. Фесюкова Л.Б.«Чувства. Эмоции», Сфера, 2012.
2. Ковалец И.В. «Азбука эмоций». — М., 2004.
3. Крюкова, Слободянник, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь», — М., 2012.
4. Лункевич Л.Н., Стрелкова Л.П. «Мир эмоций», 5-7 лет, — М, 2005.
5. Бардиер Г., Ромазан И. «Я хочу!». Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, -Кишинев, 1993.

Дополнительные коррекционные занятия

Тренинговые занятия по темам: «Радость», «Удивление», «Печаль», «Гнев», «Страх», «Вина».
Литература: Крюкова, Слободянник, «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь», — М., 2012.

Сказкотерапия по темам: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»,
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Морозко».
Музыкотерапия.

Арт-терапия:
1. Рисунок на зеркале: «настроение», «солнышко», «ветер», «дождь». (Индивидуальная, групповая).
2. «Посмотри, что получилось», «Помоги другу», «Весёлые мордашки», «Разноцветные стёклышки».

Акватерапия:
1. Игры с куклой: «Умоем куклу Лялю», «Искупаем Лялю», «Посудка для Ляли», «Постираем Ляле бельё».
2. Игры с мелкими разноцветными и с цветами основного спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный) резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками. («Один – много», «Найди такой же», «Поймаем все шарики», «Весёлый светофорчик», «Красный, синий, зелёный»).
3. Игры — мама и детёныш: «Вышла мама уточка поискать».

Песочная терапия:
1. «Вот такие наши кулачки». (Нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать – на что похож отпечаток).
2. «Пальчики гуляют». (Пройтись поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
3. «Пальчики играют». («Поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
4. «Ползают ладошки». (Зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползёт жук, крутится карусель). То же самое ребром ладошки.
5. «Семья утят», «Семья лягушат», «большая черепаха».

Видеотренинги: «Три медведя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «котёнок по имени Гав», «12 месяцев», «Звёздный мальчик».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.