Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи дошкольников

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики рук
как фактор развития речи дошкольников»

Иванова Марина Викторовна,
воспитатель МКДОУ №16,
г. Новосибирск

Сегодня у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады родители приносят туфли на липучках, курточки на замках-молниях, сапоги (ботинки) на замочках, чтобы детям было проще одеваться и раздеваться. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Слабое развитие общей моторики — это неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача, — значит, и ваш ребенок не исключение.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени и чем раньше взрослые (родители, воспитатели) начнут работать с детьми в этом направлении, тем быстрее и проще пройдет процесс развития мелкой моторики, а, следовательно, и развитие речевых навыков.

Одной из самых распространенных форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика («Пальчиковые игры») — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб активизировать умение работать руками:
— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
— запускать пальцами мелкие «волчки»;
— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
— сжимать и разжимать кулачки, делать кулачки мягкими и твёрдыми;
— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— махать в воздухе одними пальцами;
— собирать все пальцы в щепотку;
— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
— завязывать узелки на шнурке, на верёвке;
— застёгивать — расстёгивать пуговицы;
— играть с конструктором, мозаикой:
— складывать матрёшек;
— рисовать в воздухе;
— мять руками поролоновые шарики, губки;
— сжимать, наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки;
— рисовать, раскрашивать, штриховать;
— плести, шить, вышивать;
— делать аппликации (работать с бумагой, ножницами, клеем);
— использовать различные приспособления (массажные мячики, валики, «ёжики”, “скалочки”, семена).
— играть с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);
— играть в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками;
— угадывать предметы с закрытыми глазами на ощупь.

Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является их простота и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

Для развития мелкой и крупной моторики также рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:
— переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку;
— пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
— чистка зеркал, обуви;
— уход за растениями в помещении и на улице;
— подметание мытье пола;
— разделение сыпучих веществ;
— складывание салфеток;
— чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки;
— мытье посуды.

Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны знать, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаем успехов!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.