Из опыта работы
«Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Почемучки»
Иваненко Галина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 5,
г. Павлово Нижегородской области
Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно – пространственную среду в моей старшей группе «Почемучки».
Среда в группе построена с учетом особенностей детей 5-6 лет, охраны и укрепления здоровья воспитанников. А также при организации РППС я следовала основным принципам ФГОС ДО: содержательной насыщенности, трансформируемости, вариативности, доступности, безопасности.
Компоненты развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям. Поэтому в группе все игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области дети могут использовать и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
В старшей группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда в моей группе «Почемучки» пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемости предметно-игровой среды позволяет моим детям взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Центры/уголки | Пособия |
Физкультурный уголок | Оборудование для ходьбы, бега, равновесия; для прыжков; для катания, бросания, ловли; для ползания и лазанья; для общеразвивающих упражнений. Материал для игр на физическую компетенцию, на ловкость. |
Уголок здоровья | Иллюстрации, схемы упражнений, таблицы, фотографии людей занимающихся спортом и свои здоровьем. |
Уголок для сюжетно-ролевых игр | Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, маркеры игрового пространства, полифункциональные материалы. |
Игровой центр | Режиссерские игры: макеты, мелкие игрушки. Настольные игры. Материал для игр на ловкость, для игр на удачу ,для игр на умственную компетенцию . |
Уголок Безопасности | Иллюстрации, модели правил поведения, настольные игры, знаки дорожного движения, планшеты, панно, коврики. |
Психологический | Уголок уединения, пособия на эмоции, на снятие агрессии, тревоги, на удачу, семейные фото, мягкие игрушки. |
Патриотический | Альбомы, настольно-печатные игры, планшеты. Панно. |
Уголок математики | Настольно –печатные игры, пособия, игры на развития логики, счета, мышления. Цифры, палочки, геометрические формы и фигуры. |
Центр познания | Нормативно-знаковый материал, настольно-печатные игры Объекты для исследования в действии, мозаика. |
Уголок природы и экспериментирования | Природный и бросовый материал, муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные, календарь, трудовой инвентарь, спец. Одежда. Комнатные растения. Литература природоведческого содержания. Образно-символический материал, приборы-помощники, схемы. Лупы, весы, гири, предметы из различных материалов, игры с песком и водой, наборы форм, колбы, бросовый материал и т.д. |
Книжный и речевой уголок | Пособия и настольно-печатные игры для развития лексики, грамматики, фонетики, связной речи, серии предметных и сюжетных картинок, схемы. Детские книги, альбомы по темам, диски, журналы, энциклопедии (старший дошкольный возраст). |
Уголок изобразительной деятельности | Изобразительные материалы: для рисования, лепки, аппликации (цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, гуашь, кисти,пластилин,трафареты,раскраски). Дополнительный материал: листья, обрезки бумаги, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки и др. Детские работы. |
Уголок конструирования | Напольный строительный материал; конструкторы, плоскостные конструкторы. «Лего», пластмассовые кубики; транспортные игрушки, схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.). |
Уголок театрализованной игры и музыки | Одежда и аксессуары. Разные виды театра, ширмы, костюмы, маски. Музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон. Предметные картинки «Музыкальные инструменты». |