Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Речевое развитие дошкольников с элементами ТРИЗ | ДЕТСТВО-ГИД

Речевое развитие дошкольников с элементами ТРИЗ

Из опыта работы

«Речевое развитие дошкольников с элементами ТРИЗ»

 

Брендина Татьяна Егоровна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

 

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда ребенок открывает для себя мир, появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Использование приемов и методов ТРИЗ в моей работе успешно помогает развить у детей изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основатель теории ТРИЗ Г.С. Альтшуллер и его последователи адаптировали это пособие для детского творчества. Ведь цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, понимая происходящие процессы, понимая единства и противоречия окружающего мира, научить решать свои маленькие проблемы.

Я хочу поделиться тем, как использую технологию ТРИЗ в речевом развитии своих дошкольников. Ведь среди многих задач воспитания и обучения детей в детском саду – развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач.

Какие игры использую в работе над звуковой культурой речи? Любимая игра «Поезд» — по заданному звуку найти пассажиров и рассадить по вагончикам. Пассажирами могут быть игрушки, предметные картинки с изображением животных, птиц, растений и т.д. А можно «оживить» игру, тогда пассажирами будут дети, а первый звук в их имени указывает на определенный вагон ( первый вагон занимают дети, имена которых начинаются со звука «А» — АНЯ, АНДРЕЙ; второй вагон везет тех, чьи имена начинаются со звука «Н» — НАДЯ, НАТАША и т.д.).  Расселись по вагончикам и поехали в «Волшебную страну», где каждый ребенок может стать «волшебником». Здесь заранее приготовлены «чудеса». На столе перевернуты карточки с предметными картинками, в ряд разложены определенные карточки. По первым звукам нужно «прочитать», что изображено на скрытой. Взрослый: «Хочешь быть волшебником? Тогда скажи, что же здесь спрятано?» — (перевернута карточка с изображением лука: лампа, утка, карандаш). Предметных картинок очень много, подбирать нужные приходилось долго, особенно, когда дети играют самостоятельно,  и тогда я наклеила карточки на кубики. Игра пошла быстрее, нужно только повертеть кубик, чтобы найти нужное изображение.  Эту замечательную игру «Поезд» я использую и в работе по подготовке к обучению грамоте: по количеству слогов найти пассажиров ( например, в первом вагоне едут дети, в имени которых два слога – СВЕ — ТА, А — НЯ). Эту игру применяю и в работе по ФЭМП:   (количественный счет, порядковый счет: например, в первом вагоне 5 пассажиров, а во втором на 1 больше); при составлении арифметических задач.

Еще одна игра «Цепочка слов» — из предложенных карточек с предметными картинками выложить цепочку, где по последнему звуку ребенок подбирает карточку,  предмет которой начинается с этого звука (апельсин – ночь – чемодан- носок и т.д.). В старшем возрасте играем уже без опоры на наглядность, только воспринимая слово на слух.

В работе над грамматическим строем речи использую такие задания, как «Цветик – Семицветик»: собрать цветок, подобрав слова –признаки к слову,( например, ЯБЛОКО – какое? – ребенок проговаривает слово, четко произносит окончания: кислое, сладкое, румяное и т.д., пока не выложит все лепестки). Или подобрать слова – действия: МАШИНА, что делает? – едет, поворачивает, останавливается и т.д).

Часто дети просят поиграть в такую игру «Что получится, то и получится». Она не требует никакой подготовки, ведь бумага и ручка всегда под рукой. Быстро черчу таблицу с четырьмя колонками: первая – кто? что?; вторая – какой? какая?; третья – что делает?; четвертая – где?. Выдалась свободная минутка, дети предлагают: «Давайте посмеемся!». Беру бумагу и заполняю колонки, дети поочередно называют слова: сначала одну колонку заполняем, затем следующую.

Например:

Что?         Какой?       Что делает?  Где?

Кукла       кислый      рисует             на солнце

Книга       горячий     спит                 в кармане

Лимон     смешной   бегает             в лесу

Мне остается только согласовать слова в предложении и прочитать их (Кислая кукла рисует на солнце). Детям весело, а я решаю свои задачи: мы учимся подбирать  слова – предметы, слова — признаки, слова — действия, согласовывать существительные с прилагательными, употреблять слова с предлогами и т.д.  А сейчас я расчертила таблицу и заламинировала ее, остается только вписывать слова. Те дети, кто умеет читать и печатать слова, самостоятельно заполняют этот лист. Есть вариант посложнее: «Кто пришел, что сказал?» — предыдущая игра  дополняется вот этими вопросами. Здесь мы упражняемся в употреблении существительных в П.п и Т.п.

При работе над связной речью   использую различные схемы, таблицы и т.д.  Например, при составлении описательного рассказа по пейзажной картине можно использовать прием фрагментарного рассказывания: картина делится на 4 части, которые закрываются прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4-х частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказки по силуэтным изображениям. У нас представлены модели животных, людей, растений, природных явлений, сказочных персонажей. Можно с их помощью рассказать знакомую сказку, можно внести еще одного героя, стать самому участником событий. Но интереснее всего звучат сказки с произвольно выбранными героями – ведь здесь нужно придумать историю, объединить всех общим содержанием.

В пособии, разработанном Л.И.Венгер, О.М.Дьяченко, представлена система игр и упражнений на развитие связной речи детей и на развитие умственных способностей. Это «Вместе расскажем историю», «Сказки по-новому», «Цветные сказки» и др. мы с детьми придумали на этой основе свою игру и назвали ее «Цветные дорожки». Сделали из цветного картона дорожки с вкладышами, их цвет ассоциируется со средой обитания. На дорожку помещается картинка с изображением какого-либо животного. Например, ребенок начинает историю: «В одном лесу жил медведь. Он был уже очень старый, мудрый, все звери приходили к нему за советом. Но вот однажды…». И тут из набора картинок берем любую, а можно выбрать героя  из другой среды обитания. Что случится дальше? Как помочь? Где искать пути выхода из создавшегося положения? Самые интересные истории мы записываем в свою книгу сказок, выставляем для чтения родителям.

Д. Родари придумал целую серию игр для творческого рассказывания: «Бином фантазии», «Снежный ком», др.

Еще одно интересное пособие помогли сделать родители – это «Кольца Луллия». Эта игра придумана много сот лет назад французским поэтом, философом, мыслителем, миссионером — Раймондом Луллием. Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах он писал изречения, слова, размещал рисунки. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Луллий считал, что можно путем различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины – «тайны двойного».

Вариантов игры огромное множество – это игры на классификацию предметов, на развитие ГСР, ЗКР, на творческое рассказывание, на подготовку к обучению грамоте. Мы с детьми используем и в работе над ФЭМП (количественный, порядковый счет, составление арифметических задач).

Задания в этой игре могут быть реалистичными и фантазийными. Например, берем круги из серии «Чей хвост?». Ребенок вращает круги и находит правильное решение, проговаривая при этом: «Хвост собачий, медвежий, щучий…». А если предложить фантазийное решение, совместив, например, щуку и лисий хвост? Что же будет? Как она сможет плавать? Хорошо ли ей будет? – фантазирует ребенок. Или, например, возьмем один круг с растениями, а другой с предметами одежды, игрушек. Что будет, если на кустах смородины растут игрушки? Одинаковые или разные? А одежда? Будет ли она расти? Какого размера? Что с ней делать? Какой простор для детского воображения!

ТРИЗ технология позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным. Мои дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, стали более логически и творчески мыслить, а главное, стремиться фантазировать и изобретать. Поэтому, я и в дальнейшем буду использовать в своей работе технологии ТРИЗ.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.