Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет | ДЕТСТВО-ГИД

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет

Из опыта работы
«Рекомендации для родителей
по развитию речи детей 2-3 лет»

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Таблица усвоения детьми звуков речи
Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

Возраст ребенка       Звуки речи
От 1 до 2 лет                    А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет                   В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет                   С, Ц, З
От 4 до 5 лет                   Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет                   Л, Р

Задачи по речевому развитию детей 2-3 лет
Звуковая культура речи:
1. Упражнять в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, кроме свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,ж.ч.щ) и сонорных (р,л), в правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку; и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трёх слов). Например: «Мама дай куклу» и т.д.
2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формирование грамматического строя:
1. Формировать умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги ( в, на, у, за, под).
2. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трёх слов ( «Кисонька — мурысенька, куда пошла?»).

Формирование словаря:
1. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
2. Формировать умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащение словаря:
существительными, названиями игрушек, предметной личной гигиены ( полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей;
глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, взять — положить), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние ( плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий);
наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Связная речь:
1. Формировать умение понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки, в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (что?, кто?, что делает?) и более сложные (во что одет?, что везёт?, кому?, какой?, где?, когда?, куда?), обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
2. Способствовать освоению диалогической формы речи.
3. Формировать умение слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

К концу 3 года дети могут:
1. Иметь активный словарный запас ( не менее 1000-1200 слов).
2. Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
3. Ответить на понятный вопрос взрослого.
4. Поделиться информацией («Коля пришёл»), пожаловаться на не удобства («замёрз, устал») и действия сверстника («отнимает»).
5. Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
6. Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
7. Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

Помните!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Желаем вам успехов!

Читаем и занимаемся вместе с детьми
Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
* * * * *
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
* * * * *
Как на Ваньки именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Каравай-каравай,
Кого хочешь выбирай!
А потом с округи всей
Приглашай на пир гусей!
* * * * *
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * * * *
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Пальчиковые игры
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
(Народная песенка)

Детки
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.