Познавательно-творческий проект
«Русская народная игрушка»
для детей второй младшей группы
Михайлютенко Наталья Викторовна,
воспитатель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск
Актуальность: проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
Цель проекта: знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними.
Задачи:
— познакомить детей с народными игрушками-самоделками;
— способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
— развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
— формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;
— формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
— активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели)
Тип проекта: познавательно-творческий.
Проект будет проходить в 3 этапа:
- Подготовительный этап.
- Реализация проекта.
- Итоговый этап.
Прогнозируемый результат:
дети:
— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
— освоят элементы росписи;
— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;
— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.
Родители:
— освоят технику изготовления народной игрушки;
— будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;
— обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
— примут активное участие в жизни детского сада и группы;
— продолжат развитие своих творческих способностей;
— повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).
I этап — подготовительный:
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы;
- подбор художественной литературы;
- подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;
- подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;
- подготовка материала для художественного творчества;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
II этап – реализация проекта:
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1.Консультации для родителей: «Старинные игрушки наших предков», «История народной игрушки»;
2. Беседы: «Мои игрушки», «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками»; 3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и филимоновских игрушек); 4.просмотр презентации: «Русская народная игрушка»; 5.Беседа: «Народная игрушка»; 6.Рассматривание игрушек и разного материала; 7. Чтение художественной литературы А. Барто — «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»;
|
1.Рисование: «Узоры», «Неваляшка»;
2.Раскрашивание «Дымковской лошадки»; 3.Аппликации: «Неваляшка»; «Нарядное платье барышни»; 4.Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки», «Петушок»; 5.Лепка: «Угощение для матрешки»; 6.Отгадывание загадок об игрушках; 7.Разучивание русских народных потешек и песенок; 8.Конструирование: «Домик для матрёшки»; 9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; 10.Дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»; 11.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад»; 12.Подвижные русские — народные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», «У медведя во бору». |
1.Совместные игры родителей с детьми в игрушки (дома);
2.Сбор «Народных игрушек» к выставке; 3. Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми. |
III этап — итоговый:
— выставка детских работ (в группе);
— выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка» (в музее).
Результат:
В процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта:
дети:
— начали проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
— частично освоили элементы росписи;
— овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
— начали проявлять доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
— возросла речевая активность в разных видах деятельности;
— сформировались знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.
Родители:
— освоили технику изготовления народной игрушки;
— были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепили семейные связи;
— обогатили родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
— приняли активное участие в жизни детского сада и группы;
— развитие творческих способностей родителей;
— повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).