Консультация для воспитателей
«Самоанализ непосредственно образовательной деятельности»
.
Авдеевичева Татьяна Сергеевна,
старший воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 1,
г. Новошахтинск Ростовской обл.
Как известно, лучшее средство для повышения качества работы — это работа над ошибками. Поэтому немаловажной частью проведения занятий является их самооценка педагогом. Воспитателю, да и любому педагогическому работнику, очень сложно оценить свою работу, так как воспитатель в основном является не наблюдателем, а участником педагогического процесса. Для облегчения данной задачи, необходимо обратиться к потребностям ребенка, ведь все занятия, планируемые педагогом, должны удовлетворять потребности ребенка в ходе организованной деятельности. Для оценки реализации аспекта «потребностей» удобно использовать данную схему при анализе, а в последующем и при планировании НОД:
Ребёнок познает мир примерно также, как складывается деятельность человека в целом:
Поэтому воспитателю необходимо так организовывать образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов (совместно с педагогом) поставил свою цель, выбрал средства, осуществил деятельность и получил результат.
Преимущество использования данной схемы для самоанализа: представление занятия в целостном виде дает больше информации. Тогда как ранее используемые схемы отражают различные аспекты НОД: формы, методы; стиль общения и т.п.
Данная схема позволяет строить логически завершенный анализ НОД, его легко составить как в устной, так и в письменной форме.
Схема самоанализа НОД с вопросами-ориентирами представлена в таблице 1. Данную схему можно использовать для анализа НОД которую организует другой педагог.
Таблица 1
Этап НОД |
Вопросы-ориентиры |
Мотивация | Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? Какие приемы использовал для создания и поддержания положительной мотивации к деятельности? Удалось ли педагогу поддерживать мотивацию к деятельности (познавательный интерес, активность) на протяжении всей НОД?
|
Постановка цели | Была ли четко сформулирована детская цель? Цель НОД сообщил педагог или дети поставили ее совместно с ним в ходе диалога, обсуждения? Была ли цель привлекательна для воспитанников? Дети поняли, что должно стать результатом занятия?
|
Совместная работа по нахождению способов деятельности | Как происходил выбор способов деятельности? Опирался ли педагог на знания и опыт детей? Была ли предоставлена детям возможность выбрать средства и способы деятельности, партнеров по деятельности? Какие виды деятельности организовал педагог? Насколько они соответствовали поставленной цели? Удалось ли педагогу занять партнерскую позицию по отношению к воспитанникам? Что на это указывало? Что преобладало на данном этапе НОД: диалог или монолог педагога? Соответствовала ли организованная развивающая предметно-пространственная среда цели и задачам НОД?
|
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним? Поддерживал ли педагог детей в ходе самостоятельной работы? Каким образом? Организовал ли педагог развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной работы воспитанников? Насколько развивающая предметно-пространственная среда способствовала достижению детской цели? Взаимодействовали ли воспитанники между собой в ходе самостоятельной работы? Способствовал ли педагог этому взаимодействию? Создавал ли педагог ситуацию успеха и психологический комфорт в ходе НОД? Что на это указывало?
|
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) | Каким образом педагог подвел итог НОД? Насколько целесообразен выбор такой формы рефлексии? |
Помогите, пожалуйста, с таким вопросом «Использование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с жанрами изобразительного искусства». Вышлите , пожалуйста, на эл. почту. Заранее благодарю.
Наталия, к сожалению, у меня нет никакого материала по этой теме. Я и книг по этой теме не видела. Извините, но ничем помочь не смогу.