Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Семья как институт социализации ребёнка | ДЕТСТВО-ГИД

Семья как институт социализации ребёнка

Практико-ориентированный семинар для родителей

«Семья как институт социализации ребёнка»

 

Мишина Анастасия Алексеевна,

 педагог-психолог МБДОУ № 7,

п. Никель Печенгского р-на мурманской обл.

 

Цель: влияние семьи на формирование психологической и социальной зрелости ребёнка

Задачи:

— создать доверительную атмосферу в группе родителей;

— ознакомить родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития;

— формировать ответственность родителей за социализацию ребенка;

— ознакомить с типами семей.

Ход семинара:

Вечер добрый, уважаемые родители! Сегодня мы собрались здесь с вами, для ознакомления и обсуждения очень важной темы, которая касается абсолютно каждого: «семья, как институт социализации ребёнка». Но для того, чтобы мы с вами лучше познакомились и успешнее взаимодействовали в ходе семинара, я предлагаю Вам несколько простых игр.

  1. «Назовись!» (10-15 минут)

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

  1. «Три слова о себе»

Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

  1. Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

— Удалось ли группе это сделать?

— Что помогало? Поддерживало?

— Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Основная часть семинара

Тема нашего сегодняшнего заседания: «Семья, как институт социализации ребёнка».

Хочу начать с определений. Как вы понимаете слово социализация? (Социализация – непрерывное освоение культуры каждым новым поколением). А, институт? (Термин «институт» используется разными способами, поэтому, чтобы не было путаницы, воспользуемся одним из многих определений: институт – установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения).

Хорошо, мы разобрались с терминами, давайте преступим к самой теме.

Семья – это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Семья является основным носителем культурных образцов, которые наследуются из поколения в поколение. Именно здесь человек получает основы образования, обучается социальным ролям, приобретает основные навыки взаимодействия, осмысливает первые нормы и ценности.

Социализация в семье происходит, во-первых, в результате целенаправленного процесса воспитания: воздействия на ребёнка с целью привития ему определённых заранее заданных качеств с учётом требований общества. Во-вторых, по механизму социального научения.

На современном этапе средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль. Наблюдается резкое падение её воспитательных функций. Нынешняя семья переживать период серьёзных изменений. На неё очень влияют как внешние (политические и экономические), так и внутренние (социально-психологические) изменения. Чаще всего встречаются семьи состоящие из двух поколений – родители и дети. Бабушки и дети, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Все эти, как многим кажется, мелочи приводят к культурному инфантилизму, социальной неадаптированности, к проявлениям противоправного характера, что сейчас и наблюдается.

Семья – ячейка первичной социализации. Благодаря семье человек получает ФИО. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремёслам.

Влияние семьи на формирование психологической и социальной зрелости ребёнка связано с рядом психологических механизмов.

  1. Подкрепление: поощряя определённое поведение ребёнка, наказывая его за нарушения каких-либо правил, родители внедряют в его сознание систему норм.
  2. Идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример. И, в конце концов, зная внутренний мир, ребёнка, откликаясь на его проблемы, или наоборот, родители формируют самосознание своего чада и его личность.

На детско-родительские отношениях сказываются тип семей, позиция, которую занимает взрослый, стиль отношений и роль, которую отводят ребёнку в семье.

Психологами почти всех направлений подчёркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребёнка, формирования его внутренней жизни являются окружение, его близкие люди, прежде всего родители. Ребёнок осознаёт себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребёнка.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

А. Г. Абрамова и Л. И. Постовалова выделяют следующие типы семей:

Интегрированные и дезинтегрированные семьи, которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособленны друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы.

Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один член этой семьи старается авторитарно методически навязать другим свои нормы.

Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строиться на договорных началах.

Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых же, наоборот, связь с внешнем миром ограничена.

Гибкие и консервативные семьи. Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают.

Авторитарные и демократические семьи. В авторитарных семьях власть находится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятия решения. В демократических же семьях существует равенство в принятии решения. Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребёнка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

А теперь, чтобы завершить нашу встречу, и вы ушли домой с положительными эмоциями проведём ещё одну игру.

  1. Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение:

— Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

— Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

— Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Пора отдохнуть. Сейчас я проведу релаксацию, которая поможет вам расслабиться и снять нервное напряжение и пополнить свои внутренние ресурсы.

  1. Релаксация (5-10мин)

Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения: участники садятся по — удобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения:

Мои глаза закрываются.

Я успокаиваюсь.

Я расслабляюсь.

Я чувствую себя спокойно и легко.

Мое тело расслабляется.

С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется

Я спокоен.

Я расслаблен.

Мне спокойно, легко и приятно.

С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

Я отдыхаю, мне хорошо.

Мое лицо расслабляется.

Мой лоб расслабляется.

Лоб полностью расслаблен.

Мой нос расслабляется.

Нос полностью расслаблен.

Мои щеки расслабляются.

Щеки полностью расслаблены.

Мое лицо полностью расслабленно.

Моя голова полностью расслабленна.

Расслабляется правая рука.

Расслабляется правая кисть.

Расслабляется правое предплечье.

Расслабляется правое плечо.

Правая рука полностью расслабленна.

Расслабляется левая рука.

Расслабляется левая кисть.

Расслабляется левое предплечье.

Расслабляется левое плечо.

Левая рука полностью расслабленна.

Обе руки полностью расслаблены.

Приятное тепло наполняет мои руки.

Мои руки налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

Расслабляется правая стопа.

Расслабляется правая голень, колено.

Расслабляется правое бедро.

Правая нога полностью расслаблена

Расслабляется левая стопа.

Расслабляется левая голень, колено.

Расслабляется левое бедро.

Левая нога полностью расслабленна.

Приятное тепло наполняет мои ноги.

Мои ноги налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.

Расслабляются мышцы спины.

Расслабляются мышцы живота.

Мое тело полностью расслабленно.

Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

Я спокойный человек.

Я сильный человек.

Я отдохнул.

Чувствую как наливаюсь легкостью.

Я чувствую прилив сил.

Я наливаюсь свежестью и бодростью.

Я полон энергии!

Мне хочется встать и действовать!

Глаза – открываются.

Я – встаю!

После релаксации участники семинара делятся своими впечатлениями от проведённого семинара (Что вы чувствуете? Какие мыслим вас посещали? Что нового вы узнали сегодня? Какие пожелания, темы у вас есть для следующих встреч?)

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.