Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Современные технологии обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм | ДЕТСТВО-ГИД

Современные технологии обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм

 

Из опыта работы

«Современные технологии обучения дошкольников

сюжетно-ролевым играм»

 

Вольхина Елена Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ № 18

г. Норильск

 

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Большинство ведущих детских психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др., признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. В возрасте 3-5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры. С обогащением представлений об окружающем мире в играх все чаще отображается деятельность взрослых.

Противоречием, на мой взгляд, является то, что несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольников, организация игровой деятельности в дошкольных учреждениях, требует усовершенствования. Сюжетно-ролевая игра так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами её роли в разностороннем развитии детей. Во многих детских садах созданная игровая среда не отличается разнообразием, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений о социальной действительности, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию детей, что является основой формирования игровой деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений и игрового взаимодействия детей.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками, низким уровнем представлений об окружающем мире. Особенностью современных детей является то, что они уже с ранних лет приучаются жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое общение и взаимодействие. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нем находят воплощение представлений о различных событиях. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире.

Для себя, как для педагога, я поставила профессиональную проблему поиска эффективных технологий организации и руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников среднего и старшего возраста. Мои наблюдения за детьми помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи:

  1. Создавать условия для развития игровой деятельности детей.
  2. Расширять область самостоятельных инициативных действий в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.
  3. Развивать у детей самостоятельность, творчество, инициативу, навыки саморегуляции.
  4. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
  5. Развивать педагогическую компетентность родителей в области организации игровой деятельности.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в следующих направлениях:

  1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Непосредственное руководство играми детей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС — это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С помощью родителей оборудовали игровые центры «Кукольный уголок», «Магазин», «Больница». Оформили полифункциональные модули для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Автобус», «Театр», изготовили атрибуты, сшили костюмы для ряжения, сшили и связали куклам одежду.

Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. Этого можно достигнуть, открывая перед детьми мир добрых, самоотверженных поступков людей. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя только в тесном контакте с родителями. Я беседовала с родителями о том, какие игрушки лучше покупать детям, какую педагогическую ценность может иметь та или иная игрушка, от покупок каких игрушек лучше воздержаться. Провела родительское собрание на тему «Значение игры в жизни ребенка», оформила стенд «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», подготовила папки-передвижки, организовала совместную игру с родителями и детьми, где наглядно продемонстрировала приемы руководства игрой детей.

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр я использую метод педагогической поддержки самодеятельных игр, предложенный Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. Содержание работы с детьми организуется в соответствии с возрастом воспитанников.

Так, в группах раннего возраста — приобщение детей к различным играм: предметным, простейшим сюжетным, подвижным, перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2 младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта через приобщение детей к играм с правилами.

Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей.

Подготовительная группа – формирование и поддержка детского коллектива, самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов, поддержка перехода к играм-диалогам, играм-фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно-игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересными предложениями о ее сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию. При этом специально обучать детей определенным игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить творческий характер.

Метод комплексного руководства игрой дошкольника, разработанный С.Л. Новоселовой включает в себя следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в младшем и среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем дошкольном возрасте актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в игры знакомой тематики: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, образ магазина для современных детей — это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким набором услуг.  Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Воспитателю следует продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре вызвали эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности  и активности детей в играх.

В противном случае происходит резкий спад игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста. Существуют игровые темы, которые утратили свою актуальность для современного дошкольника: «Почта», «Библиотека», «Ателье». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают покупать готовую одежду. Данные темы не получают продолжения и развития в игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре. Для ознакомления детей с окружающей действительностью можно предложить такие темы: «Путешествие письма», «Зачем людям нужна библиотека?».

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

  • организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,
  • творческое создание обстановки для игры;
  • организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;
  • создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии:

1 этап: обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

2 этап: организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

  • определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап: самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Задача воспитателя в работе с детьми пятого года жизни, а я работаю на средней группе детского сада, — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игр со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Решение этой задачи возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; например, девочки играют в кафе, а мальчики в машины. Девочки готовят для мальчиков обед, а мальчики в обеденный перерыв приезжают на своих машинах покушать в кафе.
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Путем внесения новых атрибутов в игру детей я обогащаю ролевое поведение.

В своей практике также  использую прием «параллельная игра — роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель также может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. У детей появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры. Такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС дошкольного образования не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования, в отличие от Стандарта начальной школы, не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО  — амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» нужно обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5) называются:

  • создание условий для выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Все это – важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит и успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС дошкольного образования.

Литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

В.С. Мухина. Детская психология. Второе издание. Москва. Апрель пресс, Эксмо-пресс, 2000г.

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка

Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка

Менджерицкая. Воспитателю о детской игре.  Москва. Просвещение, 1982

Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства.

Эльконин Д.Б. Психология игры.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Современные технологии обучения дошкольников сюжетно-ролевым играм”

  1. Светлана:

    Белла Геннадьевна пожалуйста помогите связать между собой
    Тема «Информационно-методическое сопровождение работы педагогов в рамках ранней профориентации детей в ДОУ средствами сюжетно-ролевой игры»
    Цель: Выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации посредством сюжетно-ролевой игры.
    Задачи
    1. Формировать систему знаний детей о разнообразии профессий в современном мире.
    2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую освоению знаний о профессиях и становлению к ним устойчивого интереса.
    4. Обобщить элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии.
    5. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи производственных объектов.
    7. Координировать условия ДОУ и семьи для создания оптимальных условий сознательного выбора будущей профессии ребенка.
    8. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения их в воспитательно-образовательный процесс.
    Ожидаемые результаты
    -ребенок знаком с разнообразием современных профессий;
    -знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослого
    -называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
    -объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий
    -положительно относится к трудовой деятельности;
    -выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
    -демонстрирует осознанный способ безопасного поведения;
    Активизируется взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах профориентации детей

    • admin:

      Светлана, молодец! Очень хорошие цель и задачи! Всё взаимосвязано. У меня только два маленьких замечания. В цели первое слово не «Выстраивание», а «Организация». В задаче номер 8 не «воспитательно-образовательный процесс», а «образовательный», так как понятие «воспитание» входит в понятие «образование».

  2. Светлана:

    Добрый день Белла Геннадьевна. Мне сделали замечание, что тема поставлена неправильно, так как подразумевает работу только с педагогами, а ожидаемые результаты направлены конкретно на детей

    • admin:

      Светлана, да, замечание сделали правильно. А я проглядела))) Всё смотрела на грамотность формулировок. Исправляюсь: Я так понимаю, что Вы – старший воспитатель, поэтому тема у Вас должна быть нацелена на воспитателей.
      Цель у Вас правильная. А задачи будут примерно такие:
      1. Создание условий для повышения активности и инициативы педагогов в вопросах ранней профессиональной ориентации воспитанников.
      2. Формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для организации профориентационной деятельности с дошкольниками в процессе сюжетно-ролевой игры.
      3. Апробация и внедрение в практику эффективных моделей, методик и технологий по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста.

  3. Светлана:

    Белла Геннадьевна огромное Вам спасибо за помощь. Не могли бы вы еще подсказать на какой документ мне сослаться когда буду прописывать актуальность. Заранее благодарна.

    • admin:

      Светлана, официальными документами будут ФГОС и Профстандарт. Посмотрите здесь на сайте в рубрике «Социально-коммуникативное развитие» статью «Трудовое воспитание дошкольников». Там, в начале статьи, можно взять задачи и немного текста и применить к ранней профориентации.