Эссе
«Такая разная любовь»
Семичева Лидия Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 128,
г. Дзержинск Нижегородской обл.
«Лида, пора домой!», – слышу я, как зовет меня мама. Я играю в шумной компании детворы. Бегу к маме, но ребята меня не отпускают, окружили. «Лида, где ты? Снова тебя не найти!» А как же иначе?
Я погружена в этот мир малышей. Играю с ними, поправляю бантики на косичках, разбираюсь в ссорах мальчишек, помогаю донести велосипед, угощаю конфеткой, бегу из школы и скорее собираю всех, делюсь новостью – в космосе нет воздуха! Я люблю детей в свои десять лет. «Приторно», с избытком! Эта любовь определила моё будущее, мою профессию – воспитатель.
А теперь, работая в детском саду, я осознаю: не так уж детям нужна моя чувственная любовь. Для этого у них есть родители. И как ни стараюсь я быть заботливой, ласковой, дети стремятся к маме и папе. А я даю то, что они не смогут получить дома – навыки социального общения, развитую инициативу и творчество, самостоятельность, интеллектуальное и физическое развитие. Я занимаюсь с ними тем, что нужно сегодня в данный момент, создаю условия для всестороннего развития их личности. Я не стану еще одной мамой – останусь педагогом!
Любовь не равна заботе. Я могу завязывать Саше шнурки каждый день. Так будет проще и быстрее для него. Я могу научить Сашу завязывать шнурки самостоятельно, если этого не сделали родители. Это потребует моего времени и усидчивости от ребенка. Впредь он будет уметь завязывать шнурки. Сам. В школьные годы Саша соберёт первую модель робота, кропотливо соединяя проводками детали. Когда выйдет во взрослую жизнь, станет инженером-робототехником. Он забудет мое имя или внешность, но этот навык самостоятельного преодоления трудностей останется с ним навсегда. Радость общения в момент нашей победы над шнурками станет первым толчком к развитию у него общественного чувства – этой неотъемлемой части становления гражданином своей страны. Это будет моим вложением в ребенка. И моим проявлением любви к нему.
Я должна любить детей, с которыми работаю. Но это не слепая любовь, а любовь как активная заинтересованность в жизни и развитии моих воспитанников. Сначала научить держать карандаш в руке. Потом из отдельных точек, линий и кругов складывать картинку. Показать, где можно взять чистый лист бумаги. Научить пользоваться ластиком. И многому другому, терпеливо и постепенно. Я могу не оправдать надежд родителей, настроенных на чрезмерную опеку, проявление жалости к их чадам. Мера любви не в том, сколько «сладостей» я готова дать ребенку. Она в количестве новых знаний, умений и навыков, которых не было у малыша в момент нашей первой встречи.
Нужно любить детей. Воспринимать любовь как глагол, а не чувство. Ценить в ребенке неповторимую индивидуальность, обеспечивать свободу самовыражения, помогать формировать собственное представление о мире, получать свой опыт и свои чувства – выводить его во взрослую жизнь. Своей любовью я зажигаю в малыше искорку, чтобы через все последующие годы он пронес пламя, которое от нее разгорится.