Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте
«Там — на неведомых дорожках»
для детей старшей группы
Алексеева Наталья Сергеевна,
воспитатель МАДОУ № 1,
г. Невьянск Свердловской обл.
Цель: создать условия для обобщения навыков по формированию предпосылок к обучению грамоте старших дошкольников.
Образовательные:
- закреплять навык звукослогового анализа слов;
- закреплять навык чтения слогов и слов;
- закреплять умения составлять предложения с помощью схемы;
- формировать умения делить слова на слоги, определяя количество слогов;
- закреплять умение определять место звука в слове;
- пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения знаний об окружающем мире
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать познавательную инициативность;
- развивать словесно-логическое мышление у детей
Воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению;
- умение работать в группах, чувство коллективизма;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров):
— хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
— дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
— различать гласные и согласные звуки;
— осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
— выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
Ход образовательной деятельности:
Дети стоят на ковре полукругом.
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Это педагоги из школы, к которым вы ходите в школу будущего первоклассника. А как вы думаете, зачем они пришли?
Дети здороваются с гостями. Посмотреть на нас будущих учеников, как мы занимаемся и отвечаем.
- Мотивационный
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какие должны прийти ученики в школу, каких деток ждут учителя?
Дети: Умных, ответственных, сообразительных и дружных.
Воспитатель: Правильно, все эти качества помогут преодолеть вам все школьные трудности. А еще лучше, если вы останетесь сплоченной, дружной командой.
Дети читают стихи про дружбу
- Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет!
- Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне,
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде
- Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
- Давайте смеяться,
Давайте дружить,
Давайте учиться,
И весело жить.
Воспитатель: Вот такой настоящей командой мы с вами и отправимся в поход, где жду нас разные испытания.
- Поисковый
Баба яга: куда это вы собрались?
Д: В школу
Б: В какую такую школу? Такие умненькие да благоразумненькие нам и в садике нужны! Колдует и говорит: и не в школе не в саду, а в таинственном лесу.
В: Баба яга, а я считаю, что наши ребята готовы идти в школу.
Б: Ну не знаю, не знаю — проверить надо.
В: Лучше ты нам помоги и дорогу покажи.
Б: Что с вами делать? Как вас много собралось в школу? Вы –целая команда. Как же вас назвать? (Достает карту, рассыпает карточки с буквами) Эх, а название команды я и рассыпала. Соберете ли, поймете ли?
Дети собирают слово «умники».
Б: Ну что, умники, собирайтесь тогда в путь – дорогу, но маршрут вас ждет не простой. Я улетаю и буду вас ждать на последней остановке (дает маршрутный лист)
В: Что здесь есть?
Д: Мы видим 4 буквы и еще какие- то значки.
В: Ребята, это 4 остановки- основные задания и дополнительные.
В: Пошли на месте разберемся.
В: На первой остановке под буквой А мы видим компас. Для чего этот прибор? В чем он помогает человеку?
Д: Ориентироваться на местности.
В: А мы с вами будем ориентироваться в звуках.
В: Как это сделать? У нас есть слово «умники». Из каких звуков оно состоит?
Дети: Делают звуковой анализ слова.
В: а сколько слогов в этом слове?
Д: 3 слога, так как в слове 3 гласных звука.
В: Молодцы первую остановку прошли. Ребята, какие умения помогли вам выполнить эту работу? (дети отвечают)
Физкультминутка (музыка, видео, движения)
Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем дальше по лесной тропинке, на которой можно встретить лесных обитателей… Кто это?
Д: Животные
В: А каких животных мы встретим?
Д: лось, лиса, белка, дятел, волк
В: Какой звук встретился в названии каждого животного?
Каждое животное живет в своем домике, в красном домике живут животные в названии которых звук л – первый, в зеленом домике живут животные в названии которых звук л – в середине и в синем домике живут животные в названии которых звук л – в конце.
Дети расселяют животных по домикам.
В: Ну что, ребята, и с этим заданием мы с вами удачно справились. Как вам это удалось? (Ответы детей).
В: И, наконец, мы дошли до остановки Б.- она называется привал, как вы думаете зачем привал туристам?
Д: Отдохнуть, покушать.
В: Чтобы разогреть пищу в лесу, что нужно сделать?
Д: Разжечь костер
В: Почему детям разжигать костер нельзя?
Д: Может начаться пожар
В: Но наш с вами костер не настоящий, будем составлять его из поленьев , на которых написаны буквы. Но надо выбрать те, которые будут хорошо гореть. Какого цвета должны быть буквы? Почему?
Д: Потому что гласные обозначают красным цветом. А огонь тоже красный. Чтобы костер хорошо горел нужно на него подуть.
В: Отдохнули — пора в путь. Ребята, давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы дойти до следующей остановки. Какой буквой она обозначена?
Д: Буква В.
В: Между буквами Б и В находится переправа, где ждет нас следующее испытание: составить предложение по сюжетной картине, используя схему.
В: Разбейтесь на группы по двое, с другом всегда надежней, потому что вам, взявшись за руки надо преодолеть препятствие. Каждый шаг по переправе –это слово.
Д: составляют предложение из 4 слов на тему: «Весна».
В: На какую тему были ваши предложения? Сколько слов было в вашем предложении и почему?
Д: Тема весна, предложение состояло из 4 слов, потому что в предложении 4 линии.
В: Вот мы и на остановке под буквой В. Сейчас поделимся на две команды, чтобы выполнить задание, которое приготовили ребята из нашей группы. Первой группе предлагается рассказать, как можно сохранить лесные богатства, а второй группе — что запрещается делать в лесу. Так мы узнаем, как сберечь родную природу.
Дети работают в группе по памятке.
В: Мы с вами всегда будем беречь и сохранять природу.
В: Ура! У нас последняя остановка под буквой Г.
Залетает баба яга (звучит музыка)
Б: Ну что все прошли?
Д: Нет, нам нужно пройти последнее препятствие
Б: Вот сейчас мы и посмотрим, готовы ли вы к школе?
Б: На доске изображены картинки, ваша задача: определить первый звук в слове и подобрать соответствующую букву.
Д: Озвучивают картинку, выделяют первый звук и соотносят с буквой.
Б: Что получилось? Прочитайте
Д: К школе готовы.
Б: Вы действительно к школе готовы? Почему вы так думаете? С какими заданиями вы справились легко, какие были трудности?
Д: Ответы детей.
Б: Вы действительно доказали готовность к обучению к школе и я вам приготовила награду, главный школьный инструмент – ручку. Желаю вам успехов и хорошо учиться!